Телефоны приемной:
(8877) 52-16-23
(8877) 57-03-48

Статья Тутаришева

16 май 2022, Понедельник
104
0
Тутаришева Фатима
младший научный сотрудник отдела экономики
Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им.Т.М.Керашева
 
Новые контуры конфигурации российской инновационной политики.
 
Аннотация. Стратегии формирования инновационной политики и эффективности государства в методах стимулирования инноваций, инновационного процесса, являются в настоящее время значимой задачей научных исследований в нашей стране. Только своевременные и необходимые изменения в образовании, культуре, технологиях, инновациях и т. д. помогут повысить уровень качества жизни, а также конкурировать с другими странами. Акцент в инновационном развитии должен быть сделан на симбиозе государства, бизнеса и науки.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, национальная инновационная система, инновационное развитие, влияние политических факторов.
 
Период конца XX - начала XXI в. демонстрирует эпоху стремительного прогресса, качественной трансформации материально-технической базы, активизации процессов интеграции и интернационализации.
Научно-технический прогресс перешел на качественно новую фазу, которая отличается переходом к инновационному развитию, а информация и познания стали одними из факторов этого развития. Неудивительно, что в этом отношении страны стали концентрировать особенное внимание на реализации инновационной политики.
Государственная инновационная политика - это инструмент регулирования социально-экономического и политического развития страны. В современном мире есть понимание, что инновационное развитие - неоспоримый принцип развития. Особое внимание уделяется созданию, внедрению и распространению инноваций.
П.С. Селезнев определяет инновационную политику: как «систему мер, направлений деятельности государства, имеющих своей целью создание комплексного механизма поддержки инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности национальной наукоемкой продукции через систему институциональных преобразований, разработку и совершенствование нормативно-правовой базы и развития инфраструктуры инновационного процесса».[1]
Исходя из упомянутого выше понятия, можно изложить соответствующие цели инновационной политики:
- образование экономических и организационных условий, содействующих росту конкурентоспособности отечественных товаров;
- создание правовой базы для развития инновационной деятельности;
- эффективная реализация научных открытий в различных сферах жизни общества; и др.
- активизация сотрудничества государства, науки и бизнеса;
Инновационная политика в методологическом плане основывается на некоторые основополагающие принципы:
- применение отечественных достижений в научной сфере как основы инновационной политики;
- стимулирование развития фундаментальных исследований;
- интеграция научно-технической деятельности и образования;
- сосредоточение ресурсов на первостепенных направлениях становления науки;
- признание особой роли государства в регулировании правовых отношений, создании экономических условий и обеспечении технической поддержки инновационной деятельности;
- формирование необходимых условий для конкуренции и бизнеса в научной и технической сферах;
- организация и сохранение единой системы обучения квалифицированных кадров всех уровней.
Необходимо отметить, что каждое государство разрабатывает собственную инновационную политику, которая зависит от общего потенциала государства, используя более благоприятную в данное время для страны стратегию. Выбранная стратегия в большинстве случаев зависит от политических мотивов. Почему это так?
Во-первых, следует отметить, что вторая половина XX - начало XXI в. выражается усилением глобализационных процессов. Воздействие глобальных процессов на создание приоритетов научной и инновационной политики нарастает. Основной причиной этого являются новые вызовы и угрозы не только со стороны международных действий (терроризм, усиление организованной преступности, антропогенные катастрофы), но и со стороны окружающей природной среды: природные аномалии, нехватка различных видов природных ресурсов (энергетическая и продовольственная проблемы), климатические изменения и т. д. В какой- то момент вызовы и угрозы превращаются в риски. Политика предыдущих лет уже не дает тех же результатов. Сегодня мы видим, что-либо главы государств часто принимают решения, не способствующие снижению рисков, либо у них нет эффективных методов выхода из складывающейся ситуации. В связи с этим возрастает ответственность стран за создание новой системы научных приоритетов, которая должна обеспечивать поток новых идей для решения возникающих проблем. Эти решения наделены не только научно-техническими, но и политико-правовыми, управленческими, организационными, социальными и культурными особенностями.
Во-вторых, в качестве ключевой задачи государства - поддержка инновационного развития страны. Вступив в эпоху постиндустриального мира, на прогресс стали смотреть иначе. Знания и информация становятся первостепенной составляющей дальнейшего развития общества. Знания -это товар, а инновационная деятельность охватывает различные сферы жизни общества: экономическую, политическую, культурную, социальную и др. Основу постиндустриального общества и условие к его переходу составляет экономика знаний, а национальная инновационная система - главный ее институт. В качестве критериев экономики знаний исследователи выделяют:
- темпы возрастания финансирования фундаментальных исследований превышают темпы роста объема закупок промышленностью в сфере высоких технологий;
- более 80 % прироста ВВП обеспечивается производством и продажей высокотехнологичной продукции и услуг;
- предложения инновационных продуктов превышают спрос на них.
Таким образом, дальнейшее функционирование в ранге мировой сверхдержавы и поддержание статуса конкурентоспособного государства становится невозможным без перехода к инновационной экономике.
В-третьих, развитие инновационной сферы требует эффективного сотрудничества компаний в этой сфере. С одной стороны, компания инвестирует в развитие научных исследований, а с другой - помогает внедрять результаты этих исследований в производство, а затем распространение конечного продукта на рынке. Однако если взять российский опыт, то окажется, что только крупные коммерческие структуры (особенно крупные нефтяные компании ОАО «НК«ЛУКОЙЛ», ОАО«ЮКОС», которые сформировали свои научные комплексы) должны финансировать научные разработки, но они не являются прибыльными. Коммерческим компаниям зачастую проще купить конечный продукт или оборудование за границей, чем профинансировать собственные разработки и внедрить их в производственный сектор. Низкая восприимчивость бизнес-структур к технологическим инновациям создает препятствия для развития производственного сектора. Повышение уровня коммерциализации научных разработок может быть достигнуто только при наличии стимулирующей государственной политики и четко определенной правовой базы в этой области.
В-четвертых, как показывает международная практика развитие инноваций и создание национальной инновационной сферы требуют “трансформирования” вертикали управления в сторону расширения действия принципов конкурентности, открытости, диалога, то есть тех принципов, на которых основывает свою деятельность гражданское общество. Деловые и гражданские начала для партнерства и интеграции во имя внедрения и поощрения инноваций являются одним из важнейших критериев постиндустриальной цивилизации, важнейшим источником преодоления технологической отсталости. В результате развития моделей сотрудничества системы власти и гражданского общества в конце XX в. отмечен переход к модели партнерства. Вследствие этого важным аспектом в формировании и развитии инновационного климата в стране выступает зрелость институтов гражданского общества, их конструктивный диалог с государством. [2]
Анализ инновационной политики определяет подход, связанный с исследованием построения национальных инновационных систем. Большинство исследователей в этой области признают важность этого подхода по разным причинам. Однако на первый план выходят вопросы, связанные с выстраиванием более эффективного взаимодействия основных субъектов инновационной деятельности.
В самом общем виде Национальная инновационная система (НИС) понимается как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занимающихся производством и маркетингом научных знаний и технологий в пределах национальных границ, малых и крупных предприятий, университетов, государственных лабораторий, технологий. парки и Другими словами, НИС фактически представляет собой сеть государственных и негосударственных структур в государственном и частном секторах экономики, совместная деятельность которых ведет к созданию и распространению новых технологий.
Таким образом, мы говорим о симбиозе государства, бизнеса и науки. Участие этих ключевых игроков в конечном итоге определяет успех строительства НИС. При этом акцент в управлении инновационной деятельностью должен быть сделан на том, как эти элементы работают как единая система. На наш взгляд, этот факт следует особо отметить, поскольку при изучении отдельных частей НИС конкретной страны мы видим, что отдельные элементы могут эффективно работать сами по себе, но общий результат не всегда желателен. Иначе говоря, сумма частей не всегда дает качество и характеристики целого. В связи с этим важной задачей обеспечения инновационного процесса является совершенствование нормативно-правовой базы отрасли, определяющей не только правила игры между игроками, но и их права и обязанности. Бесспорно, это ответственность государства, одной из функций которого как раз является разработка, принятие и контроль соблюдения соответствующего законодательства.
Также стоит отметить, что движение к инновационному развитию сопровождается двумя взаимосвязанными процессами на национальном уровне:
1) введение в действие инновационных методов в управлении главными элементами инновационного развития;
2) развитие инновационной политики через призму общенациональных потребностей.
Новая стратегия инновационного развития России, цели и методы реализации этой стратегии, а также ее приоритетные задачи определены указом президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года". Следует отметить, что такая комплексная постановка задач стратегического планирования возникла в нашей стране впервые.
Общая стоимость этих проектов оценивается в 25,7 трлн. рублей, которые будут выделены из федерального бюджета, бюджетов и внебюджетных источников. Состав и объем финансирования этих национальных проектов приведены в таблице. 1. По данным таблицы наибольший объем выделяемых средств, 10,1 трлн. рублей. (39,2%), направлены на решение задач экономического развития, в том числе на реализацию комплексного плана модернизации и расширения базовой инфраструктуры страны. [3]
Таблица 1.
Состав и параметры национальных проектов развития России на период до 2024 года
Направление развития
Национальные проекты
Количество федеральных проектов
Бюджет нац. проекта
(млрд руб.)
Человеческий капитал
Здравоохранение
8
1725,8
Образование
10
784,5
Демография
5
3105,2
Культура
3
113,5
Комфортная среда обитания
Безопасные и качественные автомобильные дороги
4
4779,7
Жилье и городская среда
4
1066,2
Экология
11
4041,0
Экономический рост
Наука
3
636,0
Малое и среднее предпринимательство
5
481,5
Цифровая экономика
6
1634,9
Производительность труда и поддержка занятости
3
52,1
Международная кооперация и экспорт
5
956,8
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
11
6348,1
 
Это означает, что мы стоим перед серьезными изменениями в этой сфере, которые уже давно откладываются и должны стать основой для дальнейшего развития всей страны.
Вторая по важности стратегия развития России исходя из объемов финансирования - это создание комфортных условий для населения. На эти цели будет выделено 9,9 трлн. рублей. При этом наибольшие инвестиции в решение экологических проблем предлагаются, т.е., которые должны осуществляться в рамках национального проекта "Экология" (40%).
Еще одним из них в рамках финансового плана является национальный проект, направленный на обеспечение безопасности и качества российских автомобильных дорог. Его бюджет составляет почти 4,8 трлн рублей, что позволяет надеяться, что острая проблема для нашей страны решаться на системном и современном технологическом уровне. Не секрет, что хорошие дороги-это не только необходимое условие комфортной среды обитания человека в 21 веке, но и важный фактор социально-экономического развития территорий.
Новая стратегия инновационного развития России предусматривает относительно серьезные инвестиции в реализацию проектов, направленных на защиту и развитие человеческого капитала в стране - более трех трлн рублей. Он предназначен для реализации национального проекта "Демография", что очень важно. Исследования показывают, что в последние годы наметилась очень опасная тенденция к снижению численности населения страны, а ожидаемая продолжительность жизни российских граждан явно недостаточна и вызывает озабоченность у российских ученых. Цель этого проекта- качественно изменить демографическую ситуацию, сложившуюся в России на данный момент.
Решению этой серьезной проблемы должна способствовать реализация национального проекта "Здравоохранение", бюджет которого запланирован в размере около 1,7 трлн. рублей. Проект направлен на развитие индивидуальной медицинской помощи и создание крупных лечебно-диагностических центров, оснащенных современным медицинским и компьютерным оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам России.
В проекте "Образование" сформулированы основные пункты поддержки гармоничного развития. Исходя из опыта азиатских стран по созданию инновационной платформы на основе национальной культуры, можно сделать вывод, что в России государство должно играть ведущую роль в этом процессе. Государство должно развивать деятельность прежде всего в области школьного образования и развития науки, техники и предпринимательства. Для этого необходимо сделать следующее:
- изучить опыт стран, успешно реформирующих школьные образовательные программы с целью интеграции выпускников в инновационную экономику;
-дополнить сильные стороны российского образования- академичность, развитие как математического, так и гуманитарного блоков- предметами и методами, необходимыми для выявления талантов и лучшей интеграции их в бизнес-среду;
- использовать опыт СССР в отношении строительной компании к науке и инновация;
- студенты, ученые, бизнесмены- это современная аристократия, которая должна иметь экономические и социальные привилегии;
- государство должно разъяснить всему обществу моральную и материальную поддержку" инновационных работников " - достаточную для конкуренции с финансовыми секторами и отраслями, производящими ресурсы для умов и талантов молодежи.
Бюджет нацпроекта "Культура" составляет 113,5 млн. рублей. Основная цель проекта-увеличение числа граждан, вовлеченных в культуру к 2024 году, путем создания современной культурной инфраструктуры, внедрения новых форм и технологий в деятельность организаций культуры и широкой поддержки культурных инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности. К 2024 году количество обращений к цифровым культурным ресурсам увеличится в 10 раз за счет увеличения доступа к виртуальным залам и выставочным проектам, оснащенным цифровыми гидами в формате дополненной реальности.
При составлении национальной программы в области культуры особое внимание уделялось необходимости:
1. Укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.
2. Создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, в том числе концертных залов, театральных, музыкальных, хореографических и других творческих школ, а также выставочных площадей.
3. Обеспечение детских музыкальных, художественных и хореографических школ, колледжей и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами.
4. Содействие талантливой молодежи в области музыкального искусства, в том числе путем создания национального молодежного симфонического оркестра.
5. Создание (реконструкция) культурно-досуговых организаций клубного типа на территории сельских поселений, развитие городских библиотек.
6. Создание виртуальных концертных залов не менее чем в 500 городах Российской Федерации.
7. Создание условий для показа национальных фильмов в кинотеатрах, расположенных в населенных пунктах с населением до 500 тыс. человек.
8. Подготовка кадров для организаций культуры.
10. Поддержка общественных движений, в том числе в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.
9. Модернизация областных и городских театров юного зрителя и театров кукол путем их реконструкции и капитального ремонта.
Еще одним не менее важным проектом, направленным на повышение качества условий жизни населения, является "Создание комфортной среды обитания". На решение этой социальной проблемы направлены три национальных проекта:" Жилье и городская среда"," безопасные и качественные автомобильные дороги " и "экология" с общим объемом финансирования 9,9 трлн. рублей.
Основные цели, которые должны быть достигнуты, включают в себя:
-      обеспечение доступным жильем семей со средним уровнем дохода с процентной ставкой по ипотеке менее 8%;
-      увеличение объемов жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год;
-      значительно повысить комфорт и качество городской среды на 30 %, сократив количество городов с неблагоприятной экологической обстановкой в 2 раза;
-      увеличение доли граждан, участвующих в решении вопросов градостроительства, до 30%;
-      обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
-      совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства
-      модернизация строительной отрасли и повышение качества промышленного жилищного строительства;
-      снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
-      обеспечение эффективного использования земельных участков для массового жилищного строительства с сохранением и развитием Зеленого фонда и территории природных объектов;
-      создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
-      создание механизмов переселения граждан из жилищного фонда, не пригодного для проживания, обеспечение соблюдения их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.
Проект "Обеспечение экономического роста России". Это направление реализации новой стратегии развития России включает в себя пять национальных проектов (с общим объемом финансирования 3761 млрд. рублей), а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны, на который запланировано 6348 млрд. рублей. В качестве ключевых можно выделить два национальных проекта - "наука" и "цифровая экономика".
Бюджет нацпроекта "Наука" (636,0 млрд. рублей), что составляет 2,5% от общей стоимости реализации новой стратегии. Стратегической целью с точки зрения развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание научно-исследовательского сектора, способного проводить фундаментальные и прикладные исследования в областях, актуальных для мировой экономики и науки, и приоритетных для России, востребованных российскими и международными компаниями. Достижение конкурентоспособности научного комплекса в мировом масштабе требует решения ряда задач, в том числе: повышения качества человеческих ресурсов; повышение эффективности сектора НИОКР, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций; наращивание исследовательского потенциала по ключевым направлениям; разработка механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса.
Бюджет национального проекта "Цифровая экономика" запланирован в размере 1 634,9 млрд. рублей и будет состоять из федерального бюджета (67,2%) и внебюджетных ресурсов (32,7%). В рамках этого проекта планируется реализовать шесть федеральных проектов: информационная инфраструктура, цифровые технологии, цифровое государственное управление, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность и нормативное регулирование цифровой среды. [4]
Национальный проект "Цифровая экономика" - это программа, разработанная и реализуемая в Российской Федерации, которая направлена на формирование цифрового будущего экономики, технологий в этой сфере, капитализацию финансирования такого рода и развитие человеческого капитала в этой сфере. Основные цели проекта включают в себя:
1. Обеспечение затрат на развитие данного направления.
2. Создание защищенной информационно - телекоммуникационной инфраструктуры.
3. Создание стабильной и надежной базы данных с высокоскоростной передачей.
4. Внедрение и предварительная разработка отечественного программного обеспечения, которое позволит обеспечить функционирование различных отраслей промышленности, а также органов местного самоуправления и различных организаций.
Бюджет национального проекта "Содействие повышению производительности труда и занятости населения", предусматривающего реализацию трех федеральных проектов, составляет 52 миллиарда рублей сроком на шесть лет. Именно низкая производительность труда сегодня является наиболее острой проблемой экономики нашей страны и делает ее неконкурентоспособной на мировых рынках. Для решения этой проблемы, о которой специалисты говорят уже много лет, необходимо не только заменить устаревшее оборудование и внедрить новые технологии, но прежде всего подготовить специалистов, способных эффективно использовать это оборудование и технологии, а также создавать новые в домашних условиях. Кроме того, необходимо будет создать новую корпоративную культуру производственной деятельности, внедрить современные стандарты и правила, шире использовать возможности цифровых технологий, робототехники и методов искусственного интеллекта.
Отдельной социально значимой проблемой является обеспечение занятости населения. С появлением цифровой экономики структура занятости претерпевает значительные изменения. Появляются новые профессии, и спрос на новые значительно снижается. Социологи прогнозируют рост уровня безработицы в России на 15 млн. человек в ближайшие годы. Чтобы этот уровень не достиг критического показателя, необходимо внести изменения в сферу профессионального образования и систему повышения квалификации выпускников в соответствии с новыми условиями.[5]
В общую структуру новой стратегии инновационного развития России комплексный план развития ее системообразующей инфраструктуры включен в направление развития "Экономический рост". Однако стратегическое значение этого плана и его ожидаемые результаты выходят далеко за рамки чисто экономических целей. Так как закладываемая в основу инфраструктура не только создает материальную базу для решения многих геополитических, социальных и культурных проблем развития страны, но и укрепляет ее целостность, способствует повышению уровня взаимодействия отдельных регионов и центров социальной активности.
Новая стратегия инновационного развития России до 2024 года в основном направлена на решение экономических проблем, а также на снижение существующего дисбаланса в экономическом развитии отдельных регионов страны. Для того, чтобы система стратегического развития нашей страны была целостной, очень важно определить систему стратегических целей, задач и приоритетов инновационного развития России на среднесрочную перспективу, которая должна учитывать ее внутренние и внешние проблемы, вызовы и риски для национальной и глобальной безопасности. Одной из таких стратегических целей является переход России к новому технологическому укладу, основанному на развитии и широком использовании новых технологий в основных сферах жизнедеятельности общества. Решению этой проблемы должна способствовать реализация новой государственной программы научно - технического развития России "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года"
 
 
Список литературы:
 
1. Селезнёв П. С. Инновационная политика в современной России и ведущих странах Запада: диссертация кандидата политических наук: / Селезнёв Павел Сергеевич. - Москва, 2009. - 154 с.
2.Кошкин Р.П. Наука и технологии в стратегии национальной безопасности России // Стратегические приоритеты. 2016. № 3. С. 4-16.
3.Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р.
4. Яковец Ю.В., Колин К.К. Стратегия научно-технологического прорыва России // Аналитические материалы. Вып. 7. М., 2015. 51 с.
5. Аганбегян А.Г. Повышение крайне низкой продолжительности жизни населения России – важнейшая неотложная задача // Экономические стратегии. 2015. № 5-6. С. 60-79.
 


скачать dle 11.3

Читайте также:

Статья Ушхо
16 май 2022, Понедельник
Статья Ушхо
Аннотации вестник 2019
30 июнь 2020, Вторник
Аннотации вестник 2019
Аннотации вестник 2020
30 июнь 2020, Вторник
Аннотации вестник 2020
Аннотации вестник 2018
30 июнь 2020, Вторник
Аннотации вестник 2018
Наш коллектив
Партнеры