Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Телефоны приемной:
» » » В. Л. Мессман и адыгейская музыкальная культура: воспоминания, статьи, письма.

В. Л. Мессман и адыгейская музыкальная культура: воспоминания, статьи, письма.

23 январь 2023, Понедельник
969
0
  В декабре 2022 г. в АРИГИ им. Т. М. Керашева опубликовано исследование «В. Л. Мессман и адыгейская музыкальная культура: воспоминания, статьи, письма». Его автором является ведущий научный сотрудник отдела славяно-адыгских культурных связей Г.Б. Луганская. Впервые с помощью уникальных документов, редких статей, воспоминаний, писем и комментариев она восстанавливает не только портрет В. Л. Мессмана (биографический очерк), но и картину эпохи огромных культурных преобразований советской страны, прослеживает многие процессы становления и развития адыгейского профессионального искусства, основы которого были заложены в начале 20-х годов ХХ в. Издание можно приобрести в институте.
  В первые десятилетия прошлого столетия многие известные русские композиторы и музыканты (В. Л. Мессман, А. П. Митрофанов, Г. М. Концевич, М. Ф. Гнесин, Н. Н. Миронов, А. Ф. Гребнев) совместно с адыгским писателем, драматургом И. С. Цеем, исполнителями адыгского фольклора изучали народное творчество адыгов, делали первые нотные записи старинных песен и танцевальных наигрышей, обрабатывали их в жанрах инструментальной музыки для различных составов ансамблей и исполнения симфоническим оркестром, цитировали напевы в оригинальных произведениях, определив тем самым основы научного исследования адыгейского музыкального фольклора и композиторского творчества.
  В 1925 г. в Адыгее состоялась первая музыкально-этнографическая экспедиция с участием молодого советского музыкального деятеля, московского композитора, музыковеда, дирижера, «первого красного капельмейстера» и музыкального критика Владимира Львовича Мессмана (1898-1972).
В воспоминаниях В. Л. Мессман выражал свое отношение к возложенной на него миссии: «Большой творческий интерес к развитию национальной музыкальной культуры возник уже вскоре после Октябрьской революции. Нас, молодых музыкантов, увлекали тогда богатейшие возможности развития народных музыкальных культур, новые безграничные пути обогащения отечественной музыки. Жизнь открывала перед нами невиданные сокровища, столетиями лежавшие под спудом, словно редкие ископаемые, таящиеся в недрах земли. Не раз меня увлекала мысль о работе в области национальной музыки. Именно здесь, думал я, можно найти глубокие корни творчества».
  В истории адыгейской музыкальной культуры В. Л. Мессману принадлежит роль создателя первых симфонических произведений на основе адыгского фольклора. К записи народных мелодий и наигрышей он относился и как этнограф, и как человек творческий, глубоко проникающий в сущность звучащих напевов, включая сначала элементы музыкального языка, а затем и цитируя их в своих симфонических произведениях. Уже в 1925 г. композитор сочиняет «Элегию-марш» и «Адыгейскую рапсодию», прозвучавшие в первых симфонических концертах в Краснодаре. 12 и 13 июля 1925 г. И. С. Цей называет «историческими днями», днями «величайшего национального торжества», опубликовав заметку в газете «Красное знамя». В ней он выражал надежду на «сохранение нашей национальной культуры, в сознании того, что мы смогли донести до наших дней интереснейший музыкальный материал в неприкосновенном виде», и «ощущал наступившую эру необычайных возможностей и прекрасного будущего нашей музыки: марши, рапсодии, элегии, поэмы, романсы, сюиты, сонаты и оперы, полные глубочайшего драматизма и революционного колорита – вот что у нас впереди».
  На материале адыгского фольклора В. Л. Мессманом создано три симфонических произведения: Элегия-марш «Памяти героя-адыга» (1925), Первая адыгейская рапсодия (1925, вторая редакция 1968), увертюра-фантазия «Воспоминание об Адыгее» (1968), а также музыка к немому фильму «Абрек Заур» (1926), на премьере которого в Москве присутствовал Т. М. Керашев.
  Особенность Элегии-марша «Памяти героя-адыга» (1925) для большого симфонического оркестра с включением органа заключается в отсутствии цитат из музыкального фольклора адыгов. Композитор использует приемы стилизации интонационных, мелодико-ритмических структур, услышанных им от носителей традиционной музыкальной культуры адыгов. В Элегии-марше В. Л. Мессман дает обобщенно-поэтический подход к кавказской теме, продолжая традиции композиторов «Могучей кучки», для которых этнографическая точность не являлась доминирующим фактором, а акцент делался на воссоздании кавказского колорита.
  «Первая адыгейская рапсодия» В. Л. Мессмана написана для большого симфонического оркестра и посвящена писателю, лауреату Государственной премии СССР, современнику и другу композитора – Темботу Магометовичу Керашеву (1902–1988). Сочинение является примером программной музыки, раскрывающей, согласно замыслу композитора, «Жизнь адыга, о ней повествует странствующий певец-джегуако». Перед слушателем последовательно проходят картины мирной жизни родных аулов с героическими страницами и семейно-бытовыми зарисовками. Музыкально-драматическое развитие рапсодии осуществляется в форме сквозной контрастно-составной одночастной симфонической увертюры. Музыкальный материал увертюры составили темы: «Нысыщэ орэд» (старинная свадебная песня), «Хъаджэрэтмэ яорэд» (песня о Хаджеретах), Зафак «Аслан» и напев «Шырытым». Тщательно отобрав художественно-выразительные средства, В. Л. Мессман гармонично соединил национальную природу музыкального материала и традиции русской советской музыки.
  Увертюра-фантазия «Воспоминание об Адыгее» (1968) – симфоническое произведение, написанное в Алма-Ате. Композитор ставил перед собой задачу «восстановления и новой редакции симфонических работ (1925 г.) и написание 2-й адыгейской рапсодии». В.Л. Мессман был заинтересован в том, чтобы произведения, созданные на основе адыгского фольклора в первые годы культурной революции, вновь зазвучали на родине. В письме к Т.М. Керашеву он отмечал: «…пока еще не существует симфонических работ адыгейской музыки, принятых народом, как это было в памятное нам с Вами время, и Вы лучше, чем кто-либо, знаете это. … Вы, Тембот Магометович, теперь являетесь единственным вдохновителем нашего дела. И если, пока я жив, мы действительно реализуем наши долгие планы и замыслы, то первое посвящение, безусловно, принадлежит Вам. Я был бы счастлив привести это в исполнение». Национальный характер и колорит композитор создает благодаря включению подлинных народных мелодий, отражающих быт народа и его героев. Так, известная мелодия народного танца «Исламей» сменяется напевом лирико-мечтательного характера «Хьапак1» (Хапач), в среднем разделе увертюры повествуется о народном герое Айдемиркане (песня «Айдэмыркъан») и звучит популярная «Косынкэ плъыжь» (Красная косынка). Общий замысел произведения В. Л. Мессман раскрывает в сопоставлении этих образов.
  Музыка увертюры-фантазии носит танцевальный характер, и даже в тех разделах, где звучит лирическая женская песня, сопровождение мелодии пронизано характерными ритмическими формулами танцев адыгов – используется традиционный ударный инструмент пхачич. В целом же, цитируя адыгский музыкальный фольклор, В. Л. Мессман предлагает пример сохранения яркого тематизма, используя при этом контраст как принцип составления композиционной структуры и вариационный принцип развития. Спустя полвека эти принципы стали востребованными в музыке современных адыгских композиторов А. Нехая (Рапсодия (1998), Поэма-рапсодия «Къолен» (2001), Вариации на тему народной песни «Шырыт1ым» (1992) и др.), А. Готова, М. Хупова, А. Пыся, В. Волченко и др.

  Симфоническая музыка В. Л. Мессмана, предлагаемая для прослушивания, записана по трансляции из концертного зала Института искусств им. Курмангазы (Казахстан) 5 января 1969 г. Впервые дается в записи (архив АРИГИ) выступление В.Л. Мессмана, находящегося в Майкопе (1961 г.) по приглашению научно-исследовательского института.

В. Мессман Адыгейская рапсодия. Время звучания25 мин.17 сек. Из фондов ГТРК «Адыгея».
Мемуарная композиция «У истоков адыгейской музыки». Передачу ведет В. Л. Мессман. 1969 г. 6 декабря. Время звучания 24 мин. 57 сек. Из фондов ГТРК «Адыгея»
В. Мессман Элегия-марш «Памяти героя-адыга». Запись по трансляции из Алма-Аты. Дирижер Ш. Кажгалиев. Комментарии Ш. С. Шу. Время звучания 11 мин. 21 сек. Из фондов ГТРК «Адыгея».
В. Мессман «Воспоминание об Адыгее». Запись по трансляции из Алма-Аты. Дирижер Ш. Кажгалиев. Комментарии Ш. С. Шу. Время звучания12 мин. 05 сек. Из фондов ГТРК «Адыгея».
Выступление В. Л. Мессмана на адыгейском радио в канун Нового года (1961 г.) Из фондов АРИГИ им. Т. М. Керашева


Аудиозапси:
скачать dle 11.3

Читайте также:

БАСНЭХЭР
17 январь 2018, Среда
БАСНЭХЭР
Наш коллектив
Партнеры