Хакурате Шахан-Гирей: портрет на фоне времени
Хакурате Шахан-Гирей: портрет на фоне времени (К 135-летию Ш.У. Хакурате)
Так называется книга, изданная отделом истории, совместно с региональным отделением общества «Знание» (РОЗ), в соответствии с планом научно-исследовательских работ АРИГИ им. Т.М. Керашева в декабре 2018 г.
В книгу вошли более 60 воспоминаний и статей современников о выдающемся сыне адыгейского народа, первом председателе Адыгейского облисполкома Ш.У. Хакурате, написанных его соратниками и теми, кому он помог выбрать жизненный путь.
Следует отметить, что эта работа была начата после ХХ съезда КПСС, в конце 50-х - начале 60-х годов ушедшего века, но так и не была, к сожалению, завершена. У истоков этого дела стоял в те годы Махмуд Карабатырович Хуажев, - научный сотрудник института, человек интереснейшей судьбы, много сделавший для становления Адыгеи как самостоятельного национально-государственного субъекта РФ. Он был первым директором научно-исследовательского института (ныне АРИГИ), затем возглавил Адыгейский консервный комбинат в пос. Яблоновском и, по сути, участвовал в создании основ национальной экономики в автономной области, подготовке национальных кадров для промышленности. Руководство автономной области и лично Ш.У. Хакурате, активно использовали большие организаторские способности М.К. Хуажева, на различных руководящих должностях.
Хакурате был не формальным, а реальным лидером Адыгеи. Не будучи образованным по современным стандартам, он обладал природным умом, смекалкой и мог решать проблемы на опережение. С учетом спущенных сверху установок, местных обстоятельств и особенностей отраслей народного хозяйства и учреждений, он умел ставить конкретные задачи и жестко контролировать их исполнение. «Некогда мне отдыхать, когда нужно работать и работать, - говорил он своим сослуживцам. - Нашему поколению рано, да и невозможно мечтать об отдыхе. Нам уготовлено трудиться и трудиться...». В данной самооценке был весь Хакурате, это был, образно говоря, его автопортрет. Никто из руководителей не хотел попадать в его небольшую записную книжку, в которой он фиксировал свои поручения и сроки исполнения. Хакурате знал лично не только руководителей производств и учреждений, но и ведущих специалистов, передовиков. О том, как он вникал в детали каждого дела, находил оптимальные решения и оказывал помощь молодым руководителям – эти его качества нашли отражение во многих воспоминаниях, включенных в книгу.
«Я вспоминаю и сейчас, через 25 лет после его смерти, годы совместной работы с Ш.У. Хакурате с особым удовольствием,- пишет в своих воспоминаниях Г.И. Гозулов. - И на душе радостно, как в прежнее время, как будто бы только что ушел от него после проникновенной его беседы со мной». Таким душевным теплом проникнуты и другие воспоминания об этом удивительном человеке всего себя отдавшего своему народу. Он хорошо знал свой народ, все его невзгоды, и всем своим существом желал помочь ему – таков основной лейтмотив воспоминаний о Ш.У. Хакурате.
Он был пламенным оратором, трибуном. При этом, по воспоминаниям современников, Хакурате был совершенно лишен рисовки, тех ораторских приемов, которые требуют повышения или понижения голоса, «ударения» в нужных местах. Речь его иногда могла показаться и непоследовательной, так как неожиданно оставлял развивавшую мысль и, ухватившись за только что пришедшую ему в голову, на несколько минут забывал (казалось даже, что забыл) первую, но потом опять возвращался к ней. Но всегда, в любой ситуации он находил нужные слова, умел убеждать людей, вызывал у них энтузиазм и вселял уверенность. Трудовые массы были убеждены: Хакурате никогда не обманет! Он пользовался безупречным авторитетом не только у себя в Адыгее, но и на Северном Кавказе. С ним считались, его ставили в пример руководителям других регионов, как, невзирая на трудности, можно и нужно решать сложные задачи строительства новой жизни, основанной на совершенно других, отличных от прошлого, социальных принципах.
Основатель и бессменный руководитель Адыгейской автономной области, выдающийся сын адыгейского народа Шахан-Гирей Умарович Хакурате умер 5 октября 1935 года в Москве и был похоронен 9 октября в центре г. Краснодара, в сквере напротив Адыгейского облисполкома и Адыгейского педтехникума.
В дни «большого террора» в 1938-1939 гг., руководство автономной области было обвинено в организации контрреволюционной террористической организации, «созданной и возглавляемой в 1922 году Хакурате и имевшей целью насильственное свержение советской власти на территории советского Кавказа». Состоялось два громких судебных процесса. По данным источников, по так называемым первому и второму «адыгейским делам» были осуждены 15 и 13 чел. соответственно. Все они, по замыслу следствия, являлись членами контрреволюционной организации, которая ставила целью не только подрыв устоев и свержение советской власти, но и присоединение Адыгеи к одному из иностранных восточных государств, в частности, Турции.
Ш.У. Хакурате, который к этому времени давно покоился в могиле, был репрессирован, его доброе имя на два десятилетия вычеркнуто из исторической памяти народа. Могилу Хакурате ночью разровняли и превратили в цветник, Хакуратинский район вновь переименовали в Тахтамукайский, его имя снято с названий предприятий, хозяйственных организаций и учреждений.
Позже, после ХХ съезда КПСС, все проходившие по «адыгейскому делу» были реабилитированы, а дело прекращено за отсутствием состава преступления. Что касается М.К. Хуажева, то он проходил по «первому адыгейскому делу» и после поданной апелляции высшая мера наказания – расстрел, ему была заменена тюремным заключением на 25 лет. После отбытия наказания и полной реабилитации он вернулся в Адыгею и был принят в Адыгейский научно-исследовательский институт научным сотрудником и активно занялся научной деятельностью. Однако могила Хакурате не была восстановлена. Ограничились тем, что на здании, где работал Ш.-Г.У. Хакурате, в Краснодаре установили мемориальную доску, а в Майкопе одну из улиц назвали его именем и установили бюст в а. Афипсип. Такой же бюст был установлен в ауле Хаштук, на родине Ш.-Г.У. Хакурате в декабре 2018 г.
Имя и дело Ш.-Г.У. Хакурате никогда не исчезало из исторической памяти многонационального народа Адыгеи. Свидетельством тому может служить такой факт. Когда отдельные представители общественности узнали, что в АРИГИ им. Т.М. Керашева, готовятся к изданию воспоминания современников о Хакурате, в отдел истории принесли три экземпляра машинописных сборников этих воспоминаний. Один был передан родственниками самого Хуажева М.К., другой попал в институт через известного культуролога, министра культуры РА Чемсо Г.К.. Третий экземпляр был передан известным врачом-урологом Сиюховым Е.М. Воспоминания эти хранились в семье широко известного на Кубани врача, в прошлом преподавателя Кубанской медицинской академии Кима Туркубиевича Сиюхова, племянника просветителя Сюхова С.Х., сподвижника Хакурате. Все экземпляры несколько отличались друг от друга, как по объему, так и авторскому составу.
В основу настоящего издания положены тексты воспоминаний, хранящиеся в научном архиве АРИГИ им. Т.М. Керашева.
Кроме того в издание включены некоторые документы, хранящиеся в архивах Краснодарского края и Республики Адыгея, которые имеют непосредственное отношение к деятельности Ш.-Г.У. Хакурате. В качестве приложения дается «Хроника жизни и деятельности Ш.-Г.У. Хакурате».
Несомненный интерес для читателя, на наш взгляд, представят и статьи видных ученых, характеризующие деятельность Ш.-Г.У. Хакурате, общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в стране и Адыгейской автономной области в 30-е годы ХХ века.
Отдел истории АРИГИ им. Т.М. Керашева выражает искреннюю благодарность Главе Республики Адыгеи Кумпилову М.К. за содействие в издании этой книги.
Большую практическую помощь в подготовке настоящего издания к печати отделу истории оказала Богус Н.К. –библиограф библиотеки АРИГИ им. Т.М. Керашева, а также Гонежук М. Председатель Совета ветеранов правоохранительной службы и прокуратуры РА, видный деятель культуры РА Чемсо Г.К., врач-уролог Сиюхов Е.М.
Фотодокументы и другие архивные материалы о Ш.У. Хакурате были предоставлены отделу истории Национальным музеем РА, ГКУ «Нацархив» РА, научным архивом АРИГИ им. Т.М. Керашева.
Тираж издания 500 экз.
Читайте также:
21 январь 2019, Понедельник
Азамат Альхаов: Десантная операция в устье реки Субаши 3 мая 1839 г.: планирование и проведение
20 январь 2019, Воскресенье
Самир Хотко: «Санджак-Шериф» или «Делиберти», – проблема происхождения черкесского флага
06 декабрь 2017, Среда
КАВКАЗСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ: КУЛЬТУРА, ПОЛИТИКА, СУДЬБЫ (1920-1980-е годы).