Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Телефоны приемной:

Важная веха в развитии адыгской государственности

04 октябрь 2019, Пятница
2 018
0



3 октября 2019 г. в АРИГИ им. Т.М. Керашева был проведен круглый стол, посвященный 28-й годовщине образования Республики Адыгея. В его работе приняли участие тепло встреченные участниками первый Президент Республики Адыгея Аслан Алиевич Джаримов, а также экс-президент Республики Адыгея Аслан Китович Тхакушинов.
В работе круглого стола приняли участие председатель Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскер Асхадович Шхалахов, научные сотрудники АРИГИ, представители общественности, которые принимали непосредственное участие в повышении статуса бывшей автономной области до уровня полноправного субъекта новой демократической России.
Открыл и вел заседание круглого стола первый председатель Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, ныне директор АРИГИ им. Т.М. Керашева, доктор философских наук, профессор Адам Хусейнович Тлеуж.
Участникам круглого стола были предложены доклады Ачмиза К.Г., д.и.н., заведующего отделом истории АРИГИ им. Т.М. Керашева «Основные этапы становления Республики Адыгея» и Почешхова Н.А., д.и.н., профессора, декана исторического факультета АГУ «Образование РА – очередной этап в развитии адыгской государственности».


Обмениваясь мнениями по проблемам, обозначенным программой круглого стола, практически все выступавшие отмечали, что события 90-х гг. ХХ века были весьма сложным и переломным периодом в общественно-политической жизни автономных образований в составе России, в том числе и в Адыгейской автономной области, которая с сентября 1937 г. входила в состав Краснодарского края. В сообщениях участников подчеркивалось, что проблемы государственности адыгов в России необходимо связывать, в первую очередь, с именем Председателя Горского исполкома Кубани и Черноморья, первого председателя Адыгейской автономной области Шахан-Гирея Умаровича Хакурате и его соратников по горскому исполкому, сумевшими, преодолевая огромные трудности и сопротивление, добиться принятия ВЦИК РСФСР «Постановления об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области» 27 июля 1922 г. По роковому стечению обстоятельств, в годы «большого террора», имя этого человека, как «врага народа» было вычеркнуто из исторической памяти трудящихся Адыгеи. С горечью отмечалось, что до сих пор выдающийся организатор автономии Адыгеи не только не увековечен должным образом соответствующим памятником, он даже не имеет своего места захоронения.
Проблемы повышения статуса автономных областей, выхода их из состава территориальных образований – краев, постоянно волновали не только руководителей, но, в первую очередь, общественность автономных областей. Люди видели и чувствовали, что централизованное финансирование автономных образований в России осуществлялось по остаточному принципу. Принцип отдельной строки в бюджете края попросту игнорировался, не соблюдался изначально, как того требовала Конституция РСФСР и соответствующее «Положение об автономной области в составе союзной республики». На волне демократических преобразований, которые происходили тогда в стране, особенно после Пленума ЦК КПСС в сентябре 1989 г., обсудившего проблемы межнациональных отношений в стране, не обсуждавшиеся на государственном уровне более шести десятилетий, серьезно встал вопрос о сохранении единства страны, прежде всего, СССР и межнационального согласия в РСФСР.
Выступающие отмечали, что эти проблемы были озвучены на сессии Верховного Совета СССР депутатом от Адыгеи писателем Исхаком Шумафовичем Машбашем, а затем опубликованы в газете «Советская Россия». Тогда его предложения получили поддержку депутатов Верховного Совета СССР. Но путь к выходу автономных областей в Российской Федерации оказался тернистым.



Руководство страны, в том числе и России, заявило тогда, что альтернативы рынку нет, и мы вступаем в рыночные отношения. Но, как известно, функционировать в условиях рынка можно лишь тогда, когда ты являешься самостоятельным субъектом рыночных отношений, хозяином всего того, что производится на территории субъекта, в частности, автономной области.
В августе 1990 г. состоялось заседание бюро Адыгейского обкома КПСС, на котором было принято решение вынести все эти вопросы на обсуждение депутатов. До созыва сессии областного Совета было рекомендовано провести по месту жительства соответствующую работу с трудящимися, для чего лекторская группа обкома КПСС подготовила аргументированные материалы, использовавшиеся в ходе разъяснительной работы. В ходе встреч с трудящимися высказывались мнения, что повышение статуса автономии Адыгеи до уровня самостоятельного субъекта РСФСР отвечает интересам всех жителей области, а не только адыгейцев, как хотели представить ситуацию тогда некоторые деструктивные силы.


5 октября 1990 г. в Майкопе состоялась историческая сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов, на котором решался вопрос о повышении статуса автономной области до уровня самостоятельно субъекта РСФСР. Она была внеочередной, поскольку вопросы повышения статуса не требовали отлагательства.
Сессия областного Совета народных депутатов проходила бурно. По обсуждаемому вопросу выступило 39 человек, а некоторые просили слова несколько раз.


Главным итогом работы сессии Адыгейского областного Совета народных депутатов, которая завершила свою работу поздно вечером, стало провозглашение в результате поименного голосования Адыгейской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.
В этом процессе сыграла свою роль четкая и недвусмысленная позиция руководства Краснодарского края, губернатора Николая Игнатовича Кондратенко и руководителя Адыгейской автономной области Президента Республики Адыгея Аслана Алиевича Джаримова, провозгласившего лозунг, актуальность которого не подвергается сомнению и по сей день, – «Уходя, остаемся!»
2 апреля 1991 г., выступая на совместном заседании президиумов краевого и областного Советов народных депутатов, Н.И. Кондратенко отметил, что новый статус «для Адыгеи всегда будет предметом гордости. И это закономерно. Каждый шаг к свободе, к самостоятельности возвышает любую нацию. Тем более это народ, который является аборигеном на территории края. Народ, история которого, пожалуй, одна из самых сложных, героических, трагических и романтических. И предметом гордости не только адыгов, но и всех нас является то, что пройдя через все испытания, он выстоял. Такой народ вправе смело смотреть в будущее».
Согласно Указу Президента России Б.Н. Ельцина от 3 июля 1991 г., Адыгейская Автономная область была преобразована в «Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР».


Следующим этапом работы было избрание представительных органов власти нового субъекта России – Верховного Совета ССР Адыгея в количестве 100 депутатов. И хотя Верховный Совет РСФСР разрешил Центризбиркому в местах компактного проживания коренного народа – адыгов, создавать округа с меньшей численностью избирателей, чтобы депутаты-адыги были достойно представлены в новом парламенте, в Адыгее нашлись деструктивные силы, которые стали требовать проведения выборов в строгом соответствии с существующим тогда в РСФСР «Законом о выборах». Это означало, что адыги, давшие название Республике и оставшиеся на своей исторической родине в меньшинстве, в результате национальной катастрофы – Кавказской войны, могли рассчитывать лишь на
22-23 депутатских места в Верховном Совете ССР Адыгея. Веское слово в этот критический момент сказали представители научно-технической и творческой интеллигенции адыгов, которые объединились 2 октября 1991 г. в общественное движение, получившее название «Комитет – 40», по числу присутствовавших на организационном собрании, и поставили своей задачей добиваться паритетного представительства коренного народа при формировании парламента.


9 октября 1991 г. были избраны сопредседатели «Комитета – 40» А.Н. Абрегов, А.Т. Керашев, Д.Х. Мекулов, Р.А. Хуажев. «Комитет – 40» выступил инициатором и организатором проведения съезда адыгейского народа. На этот съезд было избрано более 600 делегатов и примерно столько же прибыло желающих участвовать в работе съезда без права голоса.
Съезд состоялся 19 октября 1990 г., на котором с докладом «Паритетное формирование парламента Адыгеи – фундамент национального согласия» выступил А.Н. Абрегов. Он охарактеризовал общественно-политическую ситуацию накануне выборов Верховного Совета ССР Адыгея, и внес ряд существенных основополагающих предложений, которые были приняты съездом адыгейского народа. В прениях тогда выступили 22 человека, в том числе и представители русского населения. Поскольку зал филармонии не мог вместить всех желающих, трансляция выступлений участников съезда шла через динамики, установленные у здания филармонии.
Главная задача съезда – «стать консолидирующим началом между русскоязычной и адыгской частями населения нового субъекта России и идея паритета» была единогласно поддержана делегатами. Съезд «решительно осудил действия деструктивных сил, которые, прикрываясь именем славянских народов, стремятся удовлетворить свои политические амбиции».
Состоявшаяся 25 октября 1991 г. внеочередная VII сессия областного Совета народных депутатов поддержала решения съезда о паритетном «50 на 50» формировании Парламента РА.


В настоящее время идея паритета не стоит так остро, как в то время. На состоявшихся 18 сентября 2016 г. очередных выборах в Парламент РА – Государственный Совет – Хасэ РА избиратели отдали 32 места из 50 представителям коренной национальности.
С огромным интересом участники круглого стола восприняли выступления А.А. Джаримова и А.К. Тхакушинова. Они привели много примеров, наглядно продемонстрировавших, что повышение статуса позволило решить многие вопросы, которые в прошлом казались неразрешимыми. С интересом были восприняты выступления доктора философских наук, заведующего отделом философии и социологии АРИГИ А.А. Ханаху, доктора филологических наук, профессора Б.М. Берсирова – первого министра образования и науки РА о том, как решались вопросы преобразования Адыгейского госпединститута в АГУ, создания совершенно нового высшего учебного заведения – Майкопского государственного технологического университета, и другие проблемы, связанные с принятием законов «Об образовании» и «О языках народов РА». О том, как шла работа над принятием некоторых законов РА, символов республики, рассказали участникам круглого стола доктор филологических наук, главный научный сотрудник АРИГИ Н.Т. Гишев, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела славяно-адыгских культурных связей Г.Б. Луганская и др.



Выступавшие отмечали особую роль Государственного Совета – Хасэ» в процессах, происходивших в Адыгее в ее новейшей истории на постсоветском пространстве. Именно Адыгэ – Хасэ, возрожденный в 1989 г. как общественный институт для решения насущных задач, стоящих перед адыгами, вместе с другими общественными партиями и движениями аккумулировал и стимулировал все новейшие изменения в общественной
жизни, стал их своеобразным локомотивом. К заслугам этого общественно-политического движения следует отнести, по мнению участников круглого стола, следующие этапные решения, которые определяют сегодня «лицо» Республики Адыгея:
1. Создание «Комитета-40» и созыв съезда адыгейского народа, принявшего решение о паритетном представительстве адыгов в Парламенте РА;
2. Принятие государственного символа РА – Государственного Флага РА;
3. Решение об отказе коренного народа – адыгов участвовать в референдуме, если таковой будет организован федеральными органами, о возвращении Адыгеи в состав Краснодарского края.


Подводя итоги, А.Х. Тлеуж отметил, что в конечном итоге повышение статуса не только Адыгейской автономной области, а всех автономных образований РСФСР в те годы, помогло, по большому счету, сохранить суверенность и единство самой многонациональной России.


В Рекомендациях круглого стола предложено одну из центральных улиц республиканского центра переименовать в «Проспект Республики», ходатайствовать перед руководством РА об увековечивании памяти Ш-Г.У. Хакурате и созданием ему памятника к 100-летию образования Адыгейской автономной области.скачать dle 11.3
Наш коллектив
Партнеры