Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Телефоны приемной:
» » » Адыгейский язык как язык, находящийся под угрозой исчезновения

Адыгейский язык как язык, находящийся под угрозой исчезновения

30 январь 2019, Среда
3 848
0



Черкесский язык относится к числу языков, находящихся под угрозой исчезновения. Для сохранения этого языка необходимо предпринять ряд неотложных мер. К числу таковых можно отнести деятельность групп опытных лингвистов, направленную на фиксацию языка при помощи новейших технологий.

Так, 1-11 сентября 2004 г. во Франкфурте-на-Майне работала первая Международная летняя школа «Языковая документация: методы и технологии» под руководством профессора-кавказолога доктора Й. Гипперта и других языковедов, на которой был представлен язык черкесов, как один из угрожаемых языков.

За время, прошедшее с 2004 г., наблюдаются заметные изменения в языковой политике Турецкого государства. Большинство черкесов, живущих в Турции, получили возможность смотреть еженедельную 40-минутную телепередачу на черкесском языке. Однако этого очень мало для языка, находящегося под угрозой исчезновения и который, тем не менее, необходимо сохранить. В 2013 г. началось изучение черкесского языка и литературы в университете г. Дюздже, однако этого тоже недостаточно, так как нынешним поколением черкесов Турции уже повсеместно утерян свой родной язык. Несмотря на отмену прежних запретов на изучение адыгского языка в школе, к сожалению, эта мера пока что не привела к эффективным результатам, так как 50-летними родителями уже давно утерян свой родной язык. Подавляющее большинство из них не общается на родном адыгском языке со своими детьми. Остается единственный выход: следует создать специальную, этнически маркированную школу - от детского сада до гимназии, как это некогда было в Османской империи, после младотурецкой революции.

Созданное в тот период Черкесское Общество единения и взаимопомощи действовало в соответствии с новой Конституцией страны. Цель данного объединения состояла в том, чтобы ускорить процесс образования, а также форсировать сельскохозяйственное развитие и торговлю черкесов, сохранив в то же время черкесскую культуру, обычаи, традиции и социокультурные особенности черкесского населения. В рамках программы просвещения Обществом были основаны первые черкесские школы и подготовлены преподаватели для них. К числу таковых относились активисты Общества Ибрагим Хидзетль из Дюздже и Цаго Нури, вернувшиеся на Северный Кавказ и выполнявшие высокую миссию по просвещению черкесов исторической родины. Создание «Комитета независимости Кавказа» (фактически дочерней организации Черкесского Общества единения и взаимопомощи) свидетельствует о том, что лидеры черкесских эмигрантов преследовали и далеко идущие политические цели.

В османское время черкесы имели определенную культурную свободу, и их этническая идентичность признавалась государством. Черкесское Общество единения и взаимопомощи сознавало важность получения черкесами образования в рамках педагогической системы Османской империи. Особо следует отметить тот факт, что с целью ликвидации пробела в образовании женщин в 1918 г. в Стамбуле был создан «Союз поддержки черкесских женщин» пятью черкешенками: Хайрие Мелек Хундж, Макбуле Берзег, Эмми-не Расит Залик, Сеза Пух и Фаика-ханим. Этот Союз преследовал одну цель - обеспечить доступ черкесским женщинам в образовательное пространство страны проживания. Хайрие Мелек Хундж, как председатель Союза, основала частный очаг образования - «Черкесскую показательную школу».

Эта школа относится к числу первых учебных заведений мусульманского социума Османской империи. В ней обучались вместе школьники обоего пола; общеобразовательное учреждение включало в себя, наряду с начальной школой и гимназией, также и детский сад для детей от 4 до 6 лет. На занятиях изучался адыгский язык на основе латинской графики. Наряду с ним можно было с 4-го класса изучать и русский язык. Кроме того, имело место обучение народной хореографии, европейским танцам (польке, мазурке, кадрили, вальсам) и театральному искусству. В актовом зале школы ученики в национальных костюмах ставили театральные пьесы и демонстрировали черкесские танцы. Благодаря «Союзу поддержки», школа предоставляла женщинам возможность вместе с изучением основных общеобразовательных дисциплин освоить и ремесло швеи.

В целом можно утверждать, что у черкесских женщин, несмотря на воздействие ислама, было желание и возможности создать современное учебное заведение по западным канонам и таким образом модернизировать черкесское общество. Их образ действий позднее вдохновил основателей современной Турции - Кемаля Ататюрка и его сподвижников (Кемаль Ататюрк хорошо знал черкесов по освободительной борьбе против интервентов), при проектировании образовательных структур новой Турции. После падения Османской империи возникло национальное государство Турция, в котором в школе можно было изучать только официальный турецкий язык; языки других этнических общностей оказались под запретом [8: 118].

В последнее время негативные тенденции в языке усиливаются под воздействием процессов глобализации. Доминирование языка этнического большинства резко сокращает сферу применения языков малочисленных сообществ. Язык, изучаемый в школе, подвергается меньшей опасности, чем язык, используемый только в бытовой сфере. Так же и язык, имеющий обширную область применения, не столь угрожаем, как язык, не представленный в социокультурных институтах страны и замкнутый в рамках небольшого селения. Язык же, не употребляемый для общения с детьми, обречен со временем стать рудиментом.

Говоря в контексте вышесказанного о проблемах адыгского языка, можно упомянуть ряд контрмер, которые могли бы спасти язык черкесов.

Прежде всего, необходимо развивать литературный язык в обеих его версиях - западной и восточной - на основе темиргоевского и кабардинского диалекта соответственно.

Выживание языка зависит от политических и экономических условий, а также и от субъективного фактора.

Язык сможет продолжать жить лишь только тогда, когда говорящие на нем будут заинтересованы в этом, и если язык далее будет изучаться их детьми. А это происходит, как правило, лишь тогда, когда языки пользуются определенным престижем. Придание одинакового статуса языкам, их реальное уравнивание в общественно-политической и культурной сфере способствовало бы повышению престижа языка меньшинства, что значительно увеличило бы его шансы на сохранение.

Фехми Алтынскачать dle 11.3
Наш коллектив
Партнеры