Телефоны приемной:
(8877) 52-16-23
(8877) 57-03-48
» » » Адыгейский язык как язык, находящийся под угрозой исчезновения

Адыгейский язык как язык, находящийся под угрозой исчезновения

30 январь 2019, Среда
80
0



Черкесский язык относится к числу языков, находящихся под угрозой исчезновения. Для сохранения этого языка необходимо предпринять ряд неотложных мер. К числу таковых можно отнести деятельность групп опытных лингвистов, направленную на фиксацию языка при помощи новейших технологий.

Так, 1-11 сентября 2004 г. во Франкфурте-на-Майне работала первая Международная летняя школа «Языковая документация: методы и технологии» под руководством профессора-кавказолога доктора Й. Гипперта и других языковедов, на которой был представлен язык черкесов, как один из угрожаемых языков.

За время, прошедшее с 2004 г., наблюдаются заметные изменения в языковой политике Турецкого государства. Большинство черкесов, живущих в Турции, получили возможность смотреть еженедельную 40-минутную телепередачу на черкесском языке. Однако этого очень мало для языка, находящегося под угрозой исчезновения и который, тем не менее, необходимо сохранить. В 2013 г. началось изучение черкесского языка и литературы в университете г. Дюздже, однако этого тоже недостаточно, так как нынешним поколением черкесов Турции уже повсеместно утерян свой родной язык. Несмотря на отмену прежних запретов на изучение адыгского языка в школе, к сожалению, эта мера пока что не привела к эффективным результатам, так как 50-летними родителями уже давно утерян свой родной язык. Подавляющее большинство из них не общается на родном адыгском языке со своими детьми. Остается единственный выход: следует создать специальную, этнически маркированную школу - от детского сада до гимназии, как это некогда было в Османской империи, после младотурецкой революции.

Созданное в тот период Черкесское Общество единения и взаимопомощи действовало в соответствии с новой Конституцией страны. Цель данного объединения состояла в том, чтобы ускорить процесс образования, а также форсировать сельскохозяйственное развитие и торговлю черкесов, сохранив в то же время черкесскую культуру, обычаи, традиции и социокультурные особенности черкесского населения. В рамках программы просвещения Обществом были основаны первые черкесские школы и подготовлены преподаватели для них. К числу таковых относились активисты Общества Ибрагим Хидзетль из Дюздже и Цаго Нури, вернувшиеся на Северный Кавказ и выполнявшие высокую миссию по просвещению черкесов исторической родины. Создание «Комитета независимости Кавказа» (фактически дочерней организации Черкесского Общества единения и взаимопомощи) свидетельствует о том, что лидеры черкесских эмигрантов преследовали и далеко идущие политические цели.

В османское время черкесы имели определенную культурную свободу, и их этническая идентичность признавалась государством. Черкесское Общество единения и взаимопомощи сознавало важность получения черкесами образования в рамках педагогической системы Османской империи. Особо следует отметить тот факт, что с целью ликвидации пробела в образовании женщин в 1918 г. в Стамбуле был создан «Союз поддержки черкесских женщин» пятью черкешенками: Хайрие Мелек Хундж, Макбуле Берзег, Эмми-не Расит Залик, Сеза Пух и Фаика-ханим. Этот Союз преследовал одну цель - обеспечить доступ черкесским женщинам в образовательное пространство страны проживания. Хайрие Мелек Хундж, как председатель Союза, основала частный очаг образования - «Черкесскую показательную школу».

Эта школа относится к числу первых учебных заведений мусульманского социума Османской империи. В ней обучались вместе школьники обоего пола; общеобразовательное учреждение включало в себя, наряду с начальной школой и гимназией, также и детский сад для детей от 4 до 6 лет. На занятиях изучался адыгский язык на основе латинской графики. Наряду с ним можно было с 4-го класса изучать и русский язык. Кроме того, имело место обучение народной хореографии, европейским танцам (польке, мазурке, кадрили, вальсам) и театральному искусству. В актовом зале школы ученики в национальных костюмах ставили театральные пьесы и демонстрировали черкесские танцы. Благодаря «Союзу поддержки», школа предоставляла женщинам возможность вместе с изучением основных общеобразовательных дисциплин освоить и ремесло швеи.

В целом можно утверждать, что у черкесских женщин, несмотря на воздействие ислама, было желание и возможности создать современное учебное заведение по западным канонам и таким образом модернизировать черкесское общество. Их образ действий позднее вдохновил основателей современной Турции - Кемаля Ататюрка и его сподвижников (Кемаль Ататюрк хорошо знал черкесов по освободительной борьбе против интервентов), при проектировании образовательных структур новой Турции. После падения Османской империи возникло национальное государство Турция, в котором в школе можно было изучать только официальный турецкий язык; языки других этнических общностей оказались под запретом [8: 118].

В последнее время негативные тенденции в языке усиливаются под воздействием процессов глобализации. Доминирование языка этнического большинства резко сокращает сферу применения языков малочисленных сообществ. Язык, изучаемый в школе, подвергается меньшей опасности, чем язык, используемый только в бытовой сфере. Так же и язык, имеющий обширную область применения, не столь угрожаем, как язык, не представленный в социокультурных институтах страны и замкнутый в рамках небольшого селения. Язык же, не употребляемый для общения с детьми, обречен со временем стать рудиментом.

Говоря в контексте вышесказанного о проблемах адыгского языка, можно упомянуть ряд контрмер, которые могли бы спасти язык черкесов.

Прежде всего, необходимо развивать литературный язык в обеих его версиях - западной и восточной - на основе темиргоевского и кабардинского диалекта соответственно.

Выживание языка зависит от политических и экономических условий, а также и от субъективного фактора.

Язык сможет продолжать жить лишь только тогда, когда говорящие на нем будут заинтересованы в этом, и если язык далее будет изучаться их детьми. А это происходит, как правило, лишь тогда, когда языки пользуются определенным престижем. Придание одинакового статуса языкам, их реальное уравнивание в общественно-политической и культурной сфере способствовало бы повышению престижа языка меньшинства, что значительно увеличило бы его шансы на сохранение.

Фехми Алтынскачать dle 11.3
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наш коллектив
Партнеры