Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Телефоны приемной:

Нурбий Ловпаче: Орнамент ковшей могильника Пшиш 1

22 январь 2019, Вторник
1 255
0
Аннотация: В статье описывается и анализируется декоративное оформление 22 ковшей из кахатлежа (могильника) Пшиш 1. IX-VIII вв. до н.э. Анализ выявляет три главных орнаментальных мотива, символизирующих языческие культы древних меотов низовья р. Пшиша: земледельческий культ изобилия и плодородия, солнепоклонческий и культ воды или огня. Кроме этого, декор ковшей порядком расположения орнаментальных зон показывает представление древних меотов о трехъярусном устройстве мира.

Согласно орнаментировкам погребальных ковшей Пшиш 1, животноводство уступает земледелию меотов IX-VIII вв. до н.э.

Ключевые слова: орнамент, мотив, таур, фриз, композиция, символ, геометризация, культ, язычество.

Ornament of buckets of the burial ground Pshish

Abstract:
 The article describes and analyzes the decorative design of 22 buckets from the Kakhatpezh (cemetery) Pshysh 1. IX-VIII cc. BC. The analysis reveals the three main ornamental motifs, symbolizing the pagan cults of the ancient meots of the lower reaches of the river. Pshish: agricultural cult of abundance and fertility, the sun-worshiper and the cult of water or fire. In addition, the decoration of the buckets in the order of the arrangement of the ornamental zones shows the representation of the ancient meots about the three-tier structure of the world.

According to the ornamentation of the funeral buckets Pshish 1, livestock farming is inferior to the meadow farming of the 9th-8th centuries. BC.

Key words: ornament, motif, taur, frieze, composition, symbol, geometrization, cult, paganism.


Нурбий Ловпаче: Орнамент ковшей могильника Пшиш 1

































В первой половине 90-х годов прошлого века адыгейский археолог Сазонов А.А. проводил исследования древнемеотского кахатлежа на левом берегу реки Пшин. Этот памятник в археологической литературе обозначен как протомеотский могильник Пшиш 1. Исследователь определяет его оригинальным из-за наличия конских захоронений в виде «чучел». Характеризуя культуру протомеотов, он делает вывод, что «это коневоды, искусные бронзолитейщики, и это в значительной степени прекрасно вооруженные воины-всадники, достаточно известные, надо полагать, племенам Северного Причерноморья и Предкавказья по военным кампаниям» [1: 95].

Декоративное искусство протомеотов, довольно ярко отразившееся в металле и керамике неожиданно показывает их земледельцами, тесно связанными с природой, зависящими от нее. Если иметь в виду нартский эпос северокавказцев, который наиболее полно отражает военно-демократический характер северокавказского общества кимерийско-скифской эпохи, составленный на основании данных археологии, то это является убедительным подтверждением обобщения Сазонова А.А.

Но в нартском эпосе адыгов, в основном, отражена жизнь военизированной мужской части общества. На этом основании можно представить адыгских нартов, живущих только за счет грабежа в походах (зекIо). По мнению некоторых историков, традиция набегов, как традиционный образ жизни северокавказцев, сохранилась до XIX века и служила главным средством существования.

Адыгский автор монографии «Нарты и история» Инвер Нагой предлагает в адыгских нартах видеть кимерийцев [2: 95]. Таким образом он разделяет древнее общество адыгов и решает вопрос «зекIо», «балцев» (осетин).

Но этот вариант не решает вопроса социального характера.

В работе «Основы хозяйства в Сочинском округе» И.Н. Клинген пишет: «Народ этот имел возможность выработать самую практичную систему хозяйства, самые разумнейшие приемы обработки, сделать самый счастливый подбор высших и низших культур и наиболее подходящих пород скота...» [3: 91] Речь идет о народе убыхов, считавшихся самым разбойничьим племенем во время русско-кавказской войны. Исследователь замечает у убыхов, населявших территорию и окрестности Сочи, основы переложно-залежной системы земледелия в горах Восточного Причерноморья.

Кто эту систему осуществлял? Конечно, не мужская часть зрелого населения, занятая походами, войной. Ведение хозяйства ложилось на плечи женщин, стариков, несовершеннолетних мальчиков. Таким же образом можно представлять хозяйство адыгских нартов раннего железного века. Вся керамика древнемеотских погребений сделана вручную, возможно, руками женщин. Так, балхарская «сувенирная» керамика Дагестана до сих пор исполняется женщинами вручную. Древнемеотские ковши были погребальной посудой, и на этом основании их можно рассматривать и сравнивать с балхарской продукцией.

В статье анализируется декор двадцати двух сосудов и фрагментов, с помощью которых восстанавливается орнаментация погребальных ковшей кахатлежа Пшиш 1.

Самые древние орнаментированные сосуды кахатлежа Пшиш 1 отличаются оригинальными петлевидными ручками, прикрепленными на корпусе обоими основаниями и взлетающие вверху до уровня венчика. Орнамент их – фризы на корпусе из решетчатых ромбов и шевронов [4: 81]. Кувшины с таким креплением ручек найдены еще в погребениях трех памятников: Николаевском, Псекупском, Кубанском могильниках [5].

На кувшинах х. Кубанского декор, как и на редких ковшах кахатлежа Николаевского, выполнен гравировкой в геометрическом стиле. Эти кувшинчики характерны только для Закубанья. Сазонов А.А. датирует их IX-VIII в. до н.э.

Расчерченные ромбы и ленточные шевроны кувшинов из погребений №108 и №86 кахатлежа Пшиш 1 символизируют, видимо, пахоту, а ромбы кувшина погреб. №108 напоминают хаттскую решетку.

Обращают внимание на себя два ковша с изобразительными сюжетами в декоративном оформлении: серо-глиняный сосуд из погребения №52, украшенный фризом из изображений скачущих зайцев, и черно-глиняный ковш из разрушенного погребения с профилем собаки или волка (Табл. №5-1). На 1-м лучшей сохранности, кроме фриза из семи профильных зайцев на корпусе, на венчике награвирован орнаментальный ряд из вертикальных ромбов в числе 21, а под ручкой – перевернутые рожки козы. Заяц был священным животным у древних хеттов. Его изображение или даже часть (голова, уши) символизировало власть, властителя – tapariali [6]. Но в данном случае ковш сопровождал умершее лицо, не связанное с войной, а связанное с земледельческой или религиозной деятельностью.

Второй ковш с изображением волка (собаки), возможно, объясняется участием или влиянием кимерийцев, которых ряд ученых мыслят как индоиранцев. На этом сосуде, кроме динамичного профиля зверя, никаких изображений нет. Поскольку этот ковш происходит из разрушенного погребения, никаких уточнений сделать невозможно, кроме эстетических. Профиль зверя передает активное движение в беге и очень меткое обобщение формы. Открытая пасть, параллельные косые ноги и хвост крючком вверх, рисуют крайне возбужденное состояние животного, связанное, скорее всего, с охотой (Табл. №3-1).

Остальные сосуды с орнаментом, кроме декоративных мотивов, никаких сюжетов не преподносят. Среди раппортов орнамента заметное место занимают рисунки, называемые Сазоновым «реснички». Это гравировки солнечных или лунных лучей на полусолнцах. На пяти ковшах и их фрагментах «солнечный» мотив подан в форме фриза двухрядного или однорядного. На венчике ковша из погребения №124 награвирован круг из горизонтальных штрихов с «ручкой» вверх. Этот мотив тоже вызывает ассоциацию астрального плана (Табл. №1-3). На ковше из погребения №112 в композицию из двух рядов полулун или полусолнц вкомпонована свастика. Этот мотив обычно трактуется как вращающееся солнце. Возможно, он помещен под ручкой, но верхняя часть с венчиком обломана (Табл. №4-3).

По такому принципу решена композиция на сосуде из погребения №114. Однорядный фриз из перевернутых «полусолнц» с 13-ю лучиками, расположенный под ручкой, включает изображение перевернутых рожек какого-то копытного и три ряда зигзагов на венчике (Табл. №1-1). Подобная орнаментальная композиция на другом ковше из разрушенного погребения. Но сохранность сосуда худшая; ручка отсутствует, на венчике фриз из столбиков семи горизонтальных штрихов, а на корпусе ряд перевернутых полусветил с 13-ю лучиками (Табл. №1-3). Сохранился фрагмент черно-глиняного ковша из погребения №112 с тауром на ручке. Подобный герб зафиксирован на одном из ковшей Псекупского кахатлежа. Здесь также, как на Псекупсе, на корпусе награвирован ряд полусветил с 13-ю лучиками, а по венчику – прямоугольники с хаттской земледельческой решеткой (Табл. №2-4).

На другом фрагменте ковша из разрушенного погребения видны два ряда полусветил, примерно с 13-ю лучиками и ряд прямоугольников на венчике с хаттской решеткой (Табл. №2-5). На сильно фрагментированном ковше из разрушенного погребения символ светила решен иначе. На уровне нижнего основания ручки выполнена ленточная аркада, заполненная вертикальными штрихами, примерно по 13 штрихов в каждой арке (Табл. №4-5).

На втором месте после полусветил в декорировке ковшей кахатлежа Пшиш 1 стоит зигзаг и «хаттская» решетка. Эти два мотива встречены в орнаментике рассматриваемой группы сосудов, как и на ковшах Псекупса, с одинаковой активностью. Большей частью они исполняются на венчике в форме фриза из одного или нескольких рядов зигзага или нескольких решетчатых прямоугольников. Так, зигзаг, как единственный орнаментальный мотив, награвирован на венчике ковшей из погребений №68 и №119 (Табл. №3-5), где по одному ряду (Табл. №3-5). Двухрядный зигзаг украшает венчик ковша из погребения №115 (Табл. №3-4). Зигзаг в виде полосы венчает ковш из погребения, разрушенного водами Пшиша (Табл. №3-2). Пятый пример декора на венчике ковша из погребения №117 в виде тройного зигзага уже упомянут.

Решетка, чаще из 9 окошек, украшает корпус кувшина из погребения №108, располагаясь в виде фриза. В остальных четырех случаях прямоугольники, расчерченные под решетку, награвированы на венчиках в разном числе и с разным количеством окошек. На миниатюрном ковшике из погребения №104 – семь прямоугольников с 9-ю и 12-ю окошками (Табл. №2-1). На ковшах из погребений №112 и разрушенного в виде фриза из вертикальных решетчатых прямоугольников (табл. №2-4,5); на ковше из погребения №79 – фриз чередующихся вертикальных решетчатых прямоугольников и решетчатых треугольников (Табл. 4 - №79).

Кроме описанных мотивов на венчиках ковшей Пшиш 1 встречены группы по 7 вертикальных штрихов, расположенных в двух рядах в шахматном порядке (табл. №2-2) (фр-т из разрушенного погребения); вертикальные «реснички» с семью горизонтальными штрихами (разрушенное погребение) (Табл. №2-3, косые решетки из ряда х-образных фигур) разрушенное погребение (Табл. №1-2, Табл. №4-4 погреб. №70).

В одном случае на венчике ковша выгравирован ряд угольников, по-разному заполненных (Табл. №5-3, разрушенное погребение). В другом случае на венчике ковша х-образные фигуры, фланкируемые вертикальными линиями и столбцами из горизонтальных штрихов, чередуются с решетками из ромбовых окошек (Табл. №4-2, разрушенное погребение).

Просмотр орнаментировки керамических сосудов кахатлежа Пшиш 1 наталкивает на следующие обобщения:

1. Лучевые полукружия иллюстрируют главный солнцепоклоннический культ общины левого берега Пшиша. Символически изображается солнце или перевернутое или зашедшее на западе за линию горизонта. Это символ конца жизни для умершего на этом свете. Хотя здесь мы имеем погребальное выражение культа.

2. На втором месте культ земледельческий, выражаемый «хаттской» решеткой. Этот символ неизменно располагается на венчике, демонстрируя смысл жизни на этом свете.

С ним связан культ изобилия и плодородия, символом которого является «жъогъозэшибл» (созвездие Большая медведица, в дословном переводе «семибратнее»). Символически он выражается числом 7.

3. На равной ступени с земледелием стоит коневодство, символизируемое пластическим изображением лошадиных ушей, которым венчаются ручки ковшей вздымающиеся над всей композицией.
Можно представить, какое значение древние меоты придавали этому животному, если в декоративной схеме мира его символ возвышается над всеми и соединяет с небом, обиталищем богов.

4. Зигзаг – это символ бога Шибле, контролирующего погоду – состояние неба и, в конечном счете, урожай. В иных случаях, особенно когда сглаживается до волны, зигзаг может символизировать водную стихию. В этом смысле ближе к символу небесной влаги косые сетки, образуемые пересекающимися х-образными фигурами (Табл. №1-2, Табл. №3-4).

Треугольный мотив можно мыслить символом гор. Стилизованное изображение зайца логично связывать с погребальным обрядом, обращаясь к более ранней эпохе средней бронзы. Изображение волка или собаки, как уже замечено, связано с индоевропейцами и в данном случае, возможно, являет таур вождя-кимерийца.

Мотив ромба, поскольку он содержит «хаттскую» решетку, на кувшине из погребения №108, тоже можно связать с земледельческой символикой.

Итак, анализ декоративного оформления погребальной керамики кахатлежа Пшиш 1 убеждает в том, что община древних меотов, хоронившая своих умерших на этом кладбище, занималась в основном земледелием и в меньшей степени скотоводством (коневодство, возможно, из другого центра; козы, крупный рогатый скот).

Орнаментация керамики дает какую-то информацию о языческом пантеоне, хозяйственном уклоне и схематичное представление об устройстве «Дуная» (мира).

Выражаю благодарность Сазонову Александру Алексеевичу за благосклонное разрешение публиковать его материалы.

Литература:

1. Сазонов А.А. Ранняя группа конских жертвоприношений протомеотского могильника Пшиш 1 // Археология Адыгеи. – Майкоп, 1995. – С. 95.
2. Нагой И. Нарты и история. – Майкоп, 2012. – С. 95.
3. Клинген И.Н. Основы хозяйства в Сочинском округе. С-Пб. 1897. – С. 91.
4. Сазонов А.А. Протомеотский культовый комплекс в урочище Ленинхабль на реке Пшиш. // Археология Адыгеи. – Майкоп, 1995.
5. Ловпаче Н.Г. Эволюция форм и художественных средств в меотской керамике // Вопросы археологии Адыгеи. 1981. Табл. 1-3,7,8,10.
6. Замаровский В. Тайны хеттов. – М., 1968.

Вестник науки АРИГИ №15 (39) с. 84-92.

Нурбий Ловпаче: Орнамент ковшей могильника Пшиш 1

Нурбий Ловпаче: Орнамент ковшей могильника Пшиш 1скачать dle 11.3
Наш коллектив
Партнеры