Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Телефоны приемной:

Аскер Панеш: Религия в истории адыгов, – факторы трансформации

21 январь 2019, Понедельник
1 207
0
Аннотация: В статье предпринята попытка показать особенности религиозного сознания адыгов на разных этапах истории. При этом основное внимание обращается на синкретичность религиозных верований адыгов, которая проявлялась в сочетании разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. 

Ключевые слова: адыги, религия, синкретизм, история, общество, сознание

Annotation: The article attempts to show the peculiarities of the Adygs' religious consciousness at different stages of history. At the same time, the main attention is drawn to the syncretism of the religious beliefs of the Adygs, which manifested itself in a combination of dissimilar teachings of a religious, anthropological or cosmological nature.

Keywords: Circassians, religion, syncretism, history, society, consciousness.


Аскер Панеш: Религия в истории адыгов, – факторы трансформации





























Религиозность существует в разных формах и, следовательно, ощущение сакральности, тяга к «главным вопросам» и ожидание ответа на них, чувство единения с чем-то превосходящим человека свойственны и тем, кто не верует в личное и всерасполагающее божество.

Умбэрто Эко


В системе представлений людей важнейшее место занимают понятия духовность, Бог и религия. На протяжении всей истории человечества они являлись принципиально значимыми факторами социально-культурного состояния общества. Имея реальный конструктивный смысл, данные понятия стали одними из краеугольных камней мировоззрения. 

Согласно культурной теории, предложенной американским антропологом К. Гирцем, религия представляет собой систему символов, которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными [1: 120].

В адыгском обществе на разных этапах его развития формировалась система значений, воплощенных в символах. В этом контексте духовность адыгов, как и других народов, можно представить в виде системы унаследованных представлений, выраженных в символических формах, посредством которых передавались, сохранялись и развивались знания о жизни и отношение к ней. 

В истории адыгов знания о жизни и окружающей действительности проявлялись в форме религиозного синкретизма, своеобразное общекультурное явление, проявляющееся в сочетании разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Своеобразный отпечаток на религиозное сознание адыгов наложило сосуществование, переплетение, наслоение пережитков языческих верований, элементов христианства и доктрин ислама.

В этой сложной структуре важное место занимают пережитки языческих представлений, отражавшие попытку объяснить в мифологической форме природные явления. 

В книге французского историка Марка Блока «Короли-чудотворцы» рассматриваются основополагающие вопросы, касающиеся верований людей. В частности, он пишет по представлениям о происхождении монархической власти, о чувствах, связывающих монарха с его подданными. Весьма ценными для антропологически ориентированных исследователей фольклора могут быть мысли Блока о том, «как рождаются и как умирают верования, распространенные в крупных человеческих сообществах; что такое умонастроение народа и как оно эволюционирует» [2: 35-36]. 

Известно, что у адыгов в недрах нартского эпоса с глубокой древности закреплялись образные представления об окружающем мире и движении времени. В зависимости от происходивших изменений эти представления менялись. Согласно исследованиям известного культуролога Мирчи Элиаде мифологическое мышление может утратить прежние формы, адаптироваться к новым культурным условиям, однако оно никогда не исчезнет окончательно [3: 24].

Мифологическое мышление являлось формой духовной жизни адыгов. И в наше время реакция адыгов на различные ситуации повседневной жизни и явления окружающего мира остается мифологизированной. При этом следует учитывать, что в мифологическом мышлении есть своя логика. Французский этнолог и социолог Клод Леви?-Стросс писал, что в мифологическом мышлении «работает та же логика, что и в мышлении научном, и человек всегда мыслил одинаково «хорошо» [4: 24]. Мифологическое мышление, будучи предтечей мышления научного, заключало в себе всю сумму человеческих знаний о мире – как духовно-религиозного, так и сугубо бытового характера. Именно поэтому языческие жрецы в древности одновременно выполняли и функции учёных, а различные учебные заведения зачастую действовали при религиозно-культовых центрах.

Религиозный синкретизм адыгов находит наиболее яркое выражение в обрядовой практике. Похоронные и свадебные обряды, празднование первой борозды, сбора урожая, встречи Нового года оказывают определенное воздействие на духовную сферу жизни адыгов. 

Религиозные верования адыгов прошли многовековой путь функционирования. Именно поэтому в их религиозном сознании в виде реликтовых явлений продолжает существовать комплекс верований и обрядов, связанных с языческими представлениями. 

Важнейшей частью духовной культуры адыгов являлось поклонение священным горам, пещерам, источникам, деревьям. Священные горы и священные рощи являлись прообразами современных заповедных мест. В них не разрешалось охотиться и беспокоить диких животных. У каждого аула или селения имелись священные рощи, они создавались отдельными родами. Были и именитые рощи, принадлежавшие отдельному племени, где проводились собрания, моления и посвящения [5: 6].

Объектом культового почитания адыгов являлись также деревья. В то же время адыги прекрасно знали все породы деревьев, внимательно изучали их, выявляя полезные и вредные свойства каждой породы. Все плодовые деревья, а также – липу, ясень, дуб и боярышник адыги считали «добрыми» породами, приносящими счастье. С особым почитанием адыги относились к дубу, которому приписывались таинственные и целебные свойства. Так, в случае заболевания человека на его шею надевали лоскуток материи с кусочками этого дерева. Не меньшее значение адыги придавали различным породам камня. Некоторые из них служили талисманом, обладавшим магической силой.

В истории всего человечества имеется немало примеров, когда целые общества из поколения в поколение функционировали в полном согласии с природой. В этом отношении весьма показательной является жизнь адыгов, которые на протяжении многих веков находились в органичной гармонии с окружающей средой, вызывая удивление у всех посетивших Черкесию в разное время. Гармония с природой и хорошее знание духовных законов помогали адыгам преодолевать страхи, органично вписываться в самую неблагоприятную среду. 

В силу различных конкретно-исторических факторов Черкесия всегда была подвержена влиянию мировых религий. Однако многовековая проповедь христианства и ислама окончательно не вытеснила из жизни адыгов языческие практики. Многие путешественники и ученые, посещавшие Черкесию в разное время, с удивлением писали о тесном смешении у адыгов христианства, ислама и язычества [6: 144].

Вопрос о своеобразии духовных практик адыгов весьма непростой. Скрупулезное и комплексное изучение их особенностей поможет вывести наши знания на новый уровень. Выявление, анализ и описание устойчивых особенностей, характерных для адыгского этнического сообщества относятся к важнейшим задачам гуманитарных наук [7: 200].

Процесс духовного восхождения отдельной личности является достаточно сложным: из тьмы к свету и от невежества к знанию. Для целого же общества формирование системы представлений об окружающем мире проходит через определенные этапы. В этом отношении в духовной жизни адыгов важную роль играли ранние формы религиозных воззрений. 

Немаловажную роль в истории адыгов сыграло распространение христианства греко-византийского толка. В эпоху императора Юстиниана (525-565 гг.) усиливается политическое и культурное влияние Византии на Северо-Западный Кавказ. Именно в этот период Византия через Западную Грузию стала постепенно распространять христианство в среде прибрежных адыгов [8: 25]. 

В адыгских сказаниях упоминаются христианские священники – шогены, которые перед отправкой на Кавказ приобретали некоторые познания в медицине, чтобы заниматься не только духовным, но и лечебным врачеванием своей паствы. 

На территории адыгских племен существовали христианские епархии в Фанагории, Таматархе, Зихополисе и Никопсии. Память о греко-византийцах сохранялась у адыгов еще в XIX в. 

Восприятие христианства адыгами имело свои особенности. Адыгам более близка и понятна была языческая основа христианства с его красочной обрядностью. Несмотря на все усилия, предпринимаемые миссионерами, у адыгов продолжали преобладать народные дохристианские верования. 

Индифферентность адыгов к любой форме религиозной идеологии ученые объясняют особой психологией народа, связанной с характером общественного строя [9: 182-183]. Известно, что новая религия охватила лишь прибрежное население. Однако и в тех местах, где проводилась активная христианская проповедь, наблюдалось своеобразное совмещение новой идеологии со старой языческой. 

Распространение ислама на Северо-Западном Кавказе было связано с экспансией золотоордынских ханов и их наследников – крымских Гиреев.

В 1478 г. крымский хан Менгли-Гирей был возведен на ханский престол в качестве вассала османского султана. Так была создана новая система отношений между Крымским ханством и Османским государством. С этого времени начинается укрепление позиций ислама в равнинных и предгорных районах центрального Кавказа. Однако массовая исламизация адыгов наблюдается лишь с конца XVIII в., когда принятие ислама стало формой борьбы против самодержавия. 

В условиях усиления экспансии России мусульманское духовенство не только проповедовало новое учение, но и участвовало в военных операциях, наряду с князьями и дворянами возглавляло боевые отряды. Вместе с тем исламский фактор не был решающим в борьбе адыгов за независимость. 

Изучение состояния религиозной жизни адыгов на разных этапах истории являлось предметом пристального интереса не одного поколения исследователей. При этом в центре внимания ученых всегда находилась проблема адаптации религиозной догматики к объективно меняющимся условиям жизни. 

Как и у всех народов мира, путь духовных исканий адыгов был сложным и многогранным. На протяжении своей истории они испытали влияние практически всех мировых религий. Тем не менее, ни одно религиозное учение прочно не привилось в адыгском обществе. 

Литература:

1. Гирц К. Интерпретация культур. – М., 2004.
2. Блок М. Короли-чудотворцы. – М., 1998.
3. Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2000.
4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 2001.
5. Хутыз К. К. Охота у адыгов. – Майкоп, 2004.
6. Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Т. 1. Перевод с французского В. М. Аталикова. – Нальчик, 2002. 
7. Шеуджен Э. Адыги (черкесы), XIX век: опыт применения историко-антропологического подхода. – Москва-Майкоп, 2015.
8. Новосельцев А. П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // Вопросы истории. 1989. №9.
9. Бетрозов Р. Ж. Этническая история адыгов. С древнейших времен до XVI в. – Нальчик, 1996.

Вестник науки АРИГИ №16 (40) с. 101-104.скачать dle 11.3
Наш коллектив
Партнеры