Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Телефоны приемной:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКОВ ЮСУФА ТЛЮСТЕНА

08 декабрь 2017, Пятница
2 543
0

Писатель-прозаик Юсуф Тлюстен внес большой вклад в развитие адыгейской литературы. Его прозу характеризует идейная глубина, масштабность изображения, тематическое и жанровое богатство. С его именем во многом связано развитие очеркового жанра в национальной литературе. В очерках писатель использует богатую палитру средств художественного изображения.

Ключевые слова:очерк, документально-художественная литература, портрет, цикл, композиция, характер, жанр.

Prose writer Yusuf Tlyusten made a great contribution to the development of Circassian literature. His prose describes the ideological depth, scale images, thematic and genre wealth. His name mostly associated with the development of the genre of essays in the national literature. In the essays the writer uses a rich palette of means of artistic images.

Keywords: essay, documentary and fiction, portrait, series, composition, character, genre.

Когда говорим о Юсуфе Тлюстене, мы вспоминаем прежде всего его роман «Все началось весной», повесть «Путь открыт», рассказ «Аминет». Вспоминаем десятки других названий его произведений и часто забываем о его очерках. Творческое наследие писателя обширно, но до сих пор остаются «непрочитанными» немало очерков. А без учета всего корпуса произведений Тлюстена и без их аналитического освоения представление об этом уникальном художнике будет неполным. Обычно законы жанра очерка ограничивают возможности писателя, но Тлюстена это не пугало. Он прибегал к использованию богатой палитры средств художественного изображения, и это, в свою очередь, делало его документальные произведения еще более привлекательными и востребованными. Годы, отданные газете, о которой он с благодарностью отозвался в книге воспоминаний « Так рождалась», научили писателя откликаться на самые животрепещущие проблемы действительности. Он готов был в любую минуту пуститься вслед новому факту, событию, явлению, загореться страстью журналиста, откликнуться на это очерком, статьей, репортажем. Многочисленные выступления в периодической печати, посвященные героям труда, самоотверженным труженикам села, проблемам культуры, быта деревни дали писателю широту кругозора, детальное знание народа, его мироощущения. Эта работа привила ему живой интерес к конкретной человеческой индивидуальности, умение в отдельной судьбе видеть судьбу народную, в отдельных событиях и явлениях- тенденцию жизни. Вот почему в его произведениях можно находить живые нити, связывающие воедино опытного очеркиста-романиста.

Материалом исследования послужили очерки писателя, напечатанные в периодике («Социалистическая Адыгея», «Дружба»), а также изданные в отдельных его сборниках («Счастье пришло» (1957), («В ауле Ходз» (1961), «Творители добра» (1975), «Так рождалась» (1979), позволяющие выявить и сформулировать основные принципы его художественно-эстетического видения. Обращение Тлюстена к очерку не было случайным фактом ни в его творческой биографии, ни в истории литературы.

Очерк — жанр документально-художественной литературы. Документальность вносит на страницы произведения саму жизнь. Он представлен разнообразными произведениями, различными по соотношению факта и художественного вымысла, сюжетно-композиционному строению: от отдельных зарисовок и сценок до сложных очерковых циклов. В очерке факт, событие не только воспроизводится, но и служит поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки каких-либо проблем. Справедливо пишет В.Я.Гречнев о том, что малый жанр несет большую идейноэстетическую нагрузку, созвучную с передовыми исканиями и запросами времени. В этом плане приоритет принадлежит, несомненно, очерку, поскольку объектом изображения в очерке чаще становятся явления общественного порядка. Это возможно в силу того, что природа очеркового жанра, органически сочетающего в себе документальность, публицистичность и художественность, как нельзя лучше позволяет отзываться на самые современные и злободневные проблемы. Очерк — это жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности, в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще прозаическим жанрам (новелле, повести, роману), а проблема гражданского и нравственного состояния «среды», она обладает большим познавательным разнообразием.

В целом творчество Тлюстена получило достаточно широкое освещение в науке о литературе. Сразу после появления первых произведений заговорили о значимом месте Тлюстена в литературном движении. Литературовед Р. Мамий пишет о глубокой жизненности, правдивости его произведений: «Юсуф Тлюстен был одним из тех писателей, кто своим творчеством доказал, что живая история современности должна отражаться не только в больших эпических полотнах, что граждански активное отношение писателя к жизни, стремление запечатлеть человека в скоротечных, но значительных событиях сегодняшнего дня требует широкого выхода на газетные и журнальные страницы прежде, чем будет написана большая вещь»1.

В Тлюстене гармонично сочетаются талант художника и нравственные достоинства гражданина, лично причастного ко всему, что происходит в мире, на родной земле, в родной литературе. Писатель делил с народом его судьбу и в мирное время, и в дни войны. С первых дней Великой Отечественной войны Тлюстен был на фронте. В армейских редакциях, у походного костра приходилось сталкиваться с различными людьми. Цепкая память художника вбирала все: и горестный рассказ о судьбе людей на оккупированной территории, и кипящие ненавистью слова о фашистах, и повествование о боевых подвигах, мужестве и храбрости фронтовиков, в трудную минуту не терявших ни твердости, ни боевого настроения. Основная задача, которую ставили писатели-прозаики в войну, -запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Очерки были наполнены пафосом и заключали черты эпического повествования. Ю. Тлюстен в военные годы был корреспондентом армейских газет. «Благодаря неутомимой работе военных корреспондентов, писателей-фронтовиков эти героические поступки молниеносно становились известны всем воинам и вызывали у них новый подъем духа»2.Уже в первых военных очерках намечается образ человека, для которого характерны сердечность, способность наблюдать, ясно мыслить, остро чувствовать. Тема войны,человека, физически и морально искалеченного войной, в полную силу зазвучала в очерках «Сын народа» (1942), «Это и есть солдатская слава» (1944), «По дорогам наступления» (1944) и другие.

Очерки Тлюстена находятся как бы на стыке смежных жанровых форм, реально прослеживаются связи очерка с рассказом, публицистикой и лирикой. Они построены на описании встреч, диалогах и разговорах, в них воплощено движение самой жизни.

Особое место в литературном наследии очеркиста занимают портреты людей, с которыми он был знаком, встречался, дружил. Как роман или повесть, пьеса или рассказ, очерки обладают своими художественными свойствами. О ком бы ни писал писатель, он всегда стремился к созданию художественного образа. Его литературные портреты образуют целую художественную галерею. Это выдающиеся деятели науки, культуры, труженика села.

В цикл очерков «Ц1ыфык1эхэр» («Новые люди») входят семь произведений, в них можно выявить глубокие чувства повествователя к судьбам героев. Тлюстена всегда влекли к себе люди духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что эти люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим. И в этом отношении очерки писателя не являются исключением, в них «раздумья о конкретных людях и событиях доводит до глубоких обобщений, не теряя при этом аналитичности и эмоциональной насыщенности»3 .

Достоверность-неотъемлемая черта творческого метода писателя. Какое бы произведение его мы не взяли, оно написано на основе конкретных жизненных фактов, действительно имевших место событий и реально существующих характеров. Разведкой действительности можно считать цикл очерков Ю.Тлюстена «Счастье пришло» («История прошлого», «Гармонист», «Борцы за советскую власть», «Аул сегодня», «Знаменитости аула», «История одной семьи», «Жизнь расцветает»), посвященный аулу Кошехабль и его жителям. В них целью писателя была нарисовать живой облик своих героев. Этой цели подчинены сюжет и композиция очерков. События не излагаются в хронологической последовательности, мозаичная композиция помогает выделить, подчеркнуть в облике героя самые важные черты. Таковы очерки «Пастух», «Минкутас», «О судьбе одной женщины», «Счастливая семья» и др.

Положительные люди Тлюстена индивидуальны и самобытны. Каждый из них-неповторимая личность, своеобразный характер. Вот, к примеру, Кохужева Пак из очерка «Судьба одной женщины». На примере жизни героини видим процесс трудового подвига, политический и культурный рост прошлого в сознании людей. Показывая человеческие характеры, писатель прослеживает влияние среды окружающего мира на становление формирования личности.

Достоинством очерков Тлюстена является и то, что в них даны лаконичные, но яркие пейзажы (например, описание летней ночи из очерка «История прошлого»). Они помогают раскрыть внутреннее состояние героев, их помыслы и характеры, являются фоном для социальной картины, служат толчком к раздумьям, воспоминаниям, ассоциациям, которые способствуют широте авторской постановки проблемы и глубине ее художественного осмысления, способствуют раскрытию обстановки, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста. Значительное место в идейно-композиционной структуре очерков отведено и лирическим отступлениям, которые играют роль регулировщиков повествования, это нужные элементы очерковой ткани, жанра, которому, в силу его краткости, присуща фрагментность, эскизность.

Чрезвычайно важна деятельность Тлюстена как борца за идейность и мастерство адыгейской литературы. В многочисленных статьях и очерках высказывал основополагающие суждения по важнейшим проблемам литературы: «К новому подъему адыгейской литературы»(1952), «Известный ашуг адыгейского народа» (1953), «В полной мере использовать устное народное творчество» (1947), «Большой долг писателей» (1958) и многие другие.

Большой опыт, приобретенный Тлюстеном при создании очерков, в полной мере претворился в его первых романах и повестях. Но романы не понижают достоинства всех предварительных очерков, имеющих при этом и самостоятельное непреходящее художественное значение. Художественные и публицистические тексты органически сливаются в его произведениях. В нашем сознании Тлюстен-романист все еще заслоняет собой Тлюстена-мастера очеркового жанра, но количество и художественное своеобразие его очерков свидетельствуют о том, что развитие жанра во многом связано с его именем. За сборник очерков «Добрый след» ему присуждена литературная премия имени Цуга Теучежа. С очерком «Хатукайский парень» принимал участие в конкурсе Краснодарской краевой организации Союза журналистов, где был награжден дипломом «Золотое перо Кубани».

Литература

1.Мамий Р. Юсуф Тлюстен // История адыгейской литературы. — Т.2. — Майкоп, 2002. — С.158.

2.СхаляхоАА. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. — Майкоп, 1988.

— С.13.

3.Мамий Р.Г. Юсуф Тлюстен // История адыгейской литературы. — Майкоп, 2002. — С.159.

Шовгенова ТА.скачать dle 11.3
Наш коллектив
Партнеры