Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?
Телефоны приемной:

ЛЕКСЕМА ПК1ЫХЬАП1 В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

30 ноябрь 2017, Четверг
1 432
0

В статье автор рассматривает лексему пк1ыхьап1 «сон», «сновидение» в преломлении мифологического сознания адыгов.

Ключевые слова: сон, сновидение, толковательница сна.
In the article the author considers the lexeme пк1ыхьап1 [pkyhap] «dream», «dreaming» in the breaking of the mythological consciousnessof the Adyghes.

Keywords: dream, dreaming, interpreter of sleep.

Слово пк1ыхьап1 (каб.-черк. пщ1ыхьэп1э) в адыгских языках означает «сон» — состояние покоя, отдыха, при котором человек, как бы отключается, от внешнего мира и погружается в мир пк1ыхь «сновидение». Дословно: пк1ыхьап1 «место сновидения»; пк1ыхь — «сновидение» + п1 (п1э) аффикс, образующий имена со значением — специально предназначенное для чего-л. место. Например, гъолъып1э (от гъолъ «ляг») «место для лежания»; чъыяп1э (от чъые «спи») «место, для спанья»; шхап1э (от шхэ «ешь») «место для еды [приема пищи]» и т.п.

В адыгском эпосе «Нарты» в цикле о Бэдэф-гуащэ есть замечательная легенда о вещих снах парня-оруженосца. Они ему приснились, когда он один пошел на охоту и заснул. Вернувшись с охоты, он обратился к товарищам своим: «Пк1ыхьап1эхэр («сны») я видел, есть ли у вас толкователь снов?» Ему ответили: «Есть, дочь Каспотовых Бэдэф-гуащэ». Отвели к ней парня-оруженосца, и та растолковала ему значение его снов.

В адыгских языках имеется немало пословиц и поговорок со словами пк1ыхь, пк1ыхьап1э. Например, ипк1ыхьи къыхэмыфэн=ипк1ыхьап1и къыхэмы-фэн «и во сне не снилось»; пк1ыхьылъэгу фэхъун=пк1ыхьэп1э лъэгу фэхъ-ун «думать, говорить постоянно о ком-чем-л.»; пк1ыхьап1эр хъяр хъун= пк1ыхьап1эр хъяр Тхьа еш1 «пусть к добру будет сон»; пк1ыхьап1эу гум къэмык1ыжьын «вылететь из головы»; пк1ыхьап1э лъэгъун «видеть сновидение», пкТыхьэпТэ ТашТум хэтын «пребывать в глубоком (сладком) сне»;

пк1ыхьап1эк1э плъэгъугъэми пш1ошъ хъуныеп дословно: «увидев во сне и тогда даже не поверишь»; так говорят о чем-то невероятно удивительном и т.п.

Адыги также говорят — чъыягъэрэ л1агъэрэ зэфэдэ «спящий (человек) и умерший одинаковы». Видимо, это отголосок древнего поверья, что сон — это маленькая смерть. Современные ученые доказали, что пока человек спит, его мозг продолжает работать.

И в 21 веке немало людей, которые верят, что сон предсказывает будущее, хотя справедливости ради надо сказать, что немало и тех, кто скептически относится к сновидениям и их толкованиям.

Сон и сновидения всегда вызывали пристальный интерес у людей. Разгадывать образы, которые передает нам подсознание через сновидение — это, несомненно, искусство. До сих пор в адыгском обществе имеются мудрые женщины, к которым, как и к Бэдэф-гуащэ обращаются со словами: Сипк1ыхьы сыд ищыс? «(Растолкуй) мой сон» — дословно: «каков знак моего сна?» Хотя, в принципе, каждый человек в состоянии самостоятельно интерпретировать по своему разумению детали своего сна и понять сразу, о чем его сон. Но бывает, что некоторые детали сна являются загадкой. Вот их и помогает восстановить в памяти и истолковать мудрая толковательница.

Для того чтобы рассказать сон, нужно соблюсти правила, которые вероятно установились с давних времен. Придя к женщине, которая считается искусницей в толковании снов и, изложив цель своего визита, прежде чем человек начнет рассказывать содержание своего сна, он должен дождаться ее фразы: Уипк1ыхьап1э хъяр Тхьа еш1 «пусть к добру будет твой сон», а он в свою очередь отвечает: Хъяр къыохъул1! «счастья тебе!» Затем нужно рассказать сон в мельчайших подробностях, ибо, как считают адыгские толкователи снов, чтобы правильно растолковать значение сна необходимо знать все детали сна. Каждая деталь несет в себе ценнейшую информацию, поэтому сны тоже нужно уметь рассказывать. Считается плохой приметой задавать вопросы рассказывающему свой сон человеку. Так что занятие женщины, занимающейся толкованием снов, подчинено выработанным народом определенным правилам. Рисуя подробный образ сновидения, человек переводит скрытое содержание в явную форму. Его зрительные образы преображаются и складываются в некоторую картину. Если единого сюжета во сне нет, а в сновидении предстают причудливые разрозненные образы, и в таком случае толкователь собирает воедино все образы из сна. После того как соблюдены все правила и содержание сна подробно изложено, толковательница приступает к расшифровке сновидения. Это уже искусство на основе опыта и интуиции. Она умело увязывает все полученные сведения с человеком и рассказывает словами, что именно «увидела» на дне его души. Она обычно кратко и конкретно передает суть скрытого послания бессознательного. Зигмунд Фрейд, который много времени уделил изучению символики сновидений, говорил, что сновидения — это «царская дорога» к нашему бессознательному.

Если человеку приснился пк1ыхьэп1э 1ай=пк1ыхьэп1э дэй= пк1ыхьэп1э гомыхь ««плохой сон», толковательница, возможно, не станет передавать значение, а просто посоветует никому этот сон не рассказывать или, дабы избежать исполнения худого, рассказать сон проточной воде или в туалете. Если содержание сна толкуется позитивно, то толковательница желает: уипк1ыхьап1э нэфап1э Тхьа еш1! «пусть исполнится твой сон!».

К плохим снам относятся сны о покойниках (хьадэ «покойник»). Особенно, когда покойный чем-либо тебя одаривает. Такой сон толкуется как знак ухода из жизни близкого человека. А также увидеть во сне нору (гъу), железные цепи (гъуч1 пшъэхъу), преисподнюю (джыхьынэм), могилу (къэ), погребальную урну (хьэдэ-стэфэлъэ къошын), мутную воду (псы ш1оркъ) и т.п.

Считается хорошо, если снится наполненная зерном сапетка (кон ушъагъ), нефть (кудэ), кувшин (къошын), фестон (къутас), сад (чъыгхатэ), кузница (к1ыщ), прозрачная вода (псы къаргъо) и т.п.

Особое место занимают сны о покинувших мир людей родных и близких. Чувство горя при потере близких людей не покидает в течение года, а то и больше. В этот период времени часто в сновидениях появляется образ близкого человека. Случается, что человек, ушедший в мир иной, приходит во сне не к родным и близким, а к кому-то другому, порой даже малознакомому. Такое часто происходит при нарушении ритуалов связанных с похоронами или не исполнении воли покойного.

Сюжет снов такого рода становится достоянием общественности. Есть примета, связанная с устроением поминок. Адыги устраивают поминки через 7-9, сорок дней, год после смерти близкого человека. При этом иногда что-то берется взаймы, например, у соседей или кого-либо для приготовления поминальной пищи: треногу или казан, либо столы или стулья. Считается необходимым сразу же после ухода соболезнующих людей разнести, раздать одолженные предметы. Если не сделать этого, то покойный всю ночь будет таскать на себе этот предмет. Почти на каждых поминках можно услышать рассказ о том, что кому-то приснилось, как Некто, оставивший нас недавно, таскал на себе скамью либо еще что, именно то, что забыли отдать вовремя родные. Часто тот, кто видит сон и не подозревает о том, что родственники забыли отдать именно эту одолженную вещь.

Считается, что супруги непременно оказываются вместе там, в ином мире. Известен случай, когда дочь увидела сон о матери, которая умерла и, удивляясь, рассказала толковательнице, что не увидела рядом с матерью своего отца, который намного раньше ушел из жизни. Дочь не знала, что это был второй брак у отца. Толковательница объяснила, что там супруг или супруга встречается с первой женой (мужем). Таким образом, подчеркивается ценность крепости уз брачных.

Одной женщине приснился сон, в котором, кроме ее знакомых, уже давно оставивших белый свет, был еще человек, который передал слова предостережения для своего сына и какие-то свернутые трубой документы. Женщина, знавшая примету, что плохо получать из рук покойного что-либо, сильно испугалась за своих близких родственников. Она рассказала об этом толковательнице, та подсказала, кому именно предназначены были слова. Женщина передала содержание своего сна матери парня, но она скептически отнеслась ко всему и не повелела сыну исполнить поручение отца, данное с того света таким необычным образом, хотя толковательница и предупредила, что в противном случае сын умрет. Спустя некоторое время так и произошло — сын той женщины погиб.

Значение отдельных образов в сновидениях любопытно толкуются адыгейскими толковательницами, с которыми нам довелось общаться. Например, к чему снится конь: если снится, что ты верхом на коне скачешь или джигитуешь — это толкуется как предвестник радости. Если снится конь, который встал на дыбы — это толкуется как встреча с препятствием или соперником. Видеть во сне упавшего коня — к потере крупной материальной. Стоя рядом держать коня за уздечку — к тревоге. Мертвого коня — к тяжелой жизни. Покупать коня — новости (хорошие или плохие — зависит от того, какого коня покупаешь). Увидеть себя сидящим верхом на объезженном, спокойном коне — будешь счастлив в семейной жизни. Бесхвостого коня увидеть — к скандалу или ссоре. Коня с длинным хвостом увидеть — к деньгам. Вороного коня — к несчастью. Увидеть белого коня невредимого, покорившегося тебе или скачущего, — считается к исполнению заветной мечты. Но многие толковательницы сна предупреждают сразу, когда вы начинаете рассказывать сон с участием коня, если сон о белом коне прерывают рассказ. Считается, если рассказать сон о белом коне, то он не исполнится — а сон этот самый радостный и счастливый, какой может присниться человеку. Таков неполный перечень толкований снов с участием коня.

Образ тхьач1эгъ «священной рощи» тоже довольно очень интересно толкуется. Например, если приснится, что вы в священной роще один или с группой хулиганили, вели себя неприлично и никто из группы даже не устыдил или не остановил ваши безобразия, то считается, что ваш двор сгорит или вас ограбят, не оставив вам почти ничего. Чем неприличнее вы себя поведете в священной роще, тем больше потерь вы понесете наяву. Если приснится такой сон, толковательницы советуют помолиться и покаяться, а, если есть возможность, непременно пойти в тхьач1эгъ «священную рощу» и помолиться там.

Сны о воде. Здесь нужно тщательно разобраться, какая именно вода снится человеку. Чистая прозрачная вода — к добру; грязная мутная вода — к неприятностям. Холодная родниковая — к крепкому здоровью. Броситься в чистую воду — значит, будут тебя преследовать, а если приснится, что с головой уходишь под чистую воду, то считается, что попадешь в безвыходное положение. Руки омывать в прозрачной воде — для больного — к ухудшению состояния здоровья, для здорового — оставление некоторых своих полномочий и т.п.

Часто человек видит во сне дом. Строить во сне дом — видеть такой сон больному — плохо; здоровому — к счастью. Ремонтировать дом во сне — к денежным тратам. Рушащийся дом — снится к скандалу в семье. Видеть во сне рушащийся дом врага — исполнятся твои планы. Видеть во сне, что у тебя новый дом — к прибыли.

Образ женщины во снах имеет также большое значение и трактуется он по-разному. Видеть рядом с собой женщину — к радости. Видеть незнакомую хорошо одетую женщину мужчине — неприятность, даже болезнь; женщине — к сплетне о себе. Видеть беременную женщину — к светлой радости. Видеть обнаженную женщину — к обману. Видеть замужнюю женщину к радости в семье.

Мы разобрали некоторые образы, встречающиеся во снах. В реальных снах их намного больше и, стоит отметить, что они очень индивидуальны. Поэтому разгадать символику сна самому представляется очень сложным. Лучшим считается обратиться к мудрым толковательницам.

Вернемся к эпосу «Нарты» и обратимся к одной из легенд из цикла о Бэдэф-гуащэ и вещих снах парня-оруженосца.

К1алэр:

«Кохъуапхъэр къэсхьын» с1уи Мы Тфые мэзым сыкъак1о,

Пхъэ гъугъэу сы1ок1и,

Стамэ къытэсэлъхьи сэк1ожьы.

Пхъэ гъугъэу стамэ тэлъым Пк1ашъэр быбатэу къыпэкТьы!

Шъыд ищыс,

Къэспэтмэ япхъоу Бэдэф-гуащ?

Парень-оруженосец:

««Материал для вил принести» имея намерение В этот Буковый лес пришел я,

Нашел сухое дерево,

Положил на плечо и стал возвращаться.

С сухого дерева, что на плечах моих,

Листва стала, кружась, опадать!

О чем этот знак,

Каспотовых дочь Бэдэф-гуаща?

Бэдэф-гуащ:

-Ар тэ тищысэп,

Къэхъущты сТыфымэ ящыса!

Мы огоу мыщ къэлъагъорэм Псэ пытэу щыбыбэу къэхъун!

-Ар тэ тищысэп,

Къэхъущты сТыфымэ ящыса!

Бэдэф-гуаща:

Это не для нас знак,

Этот знак для грядущих людей!

В этом небе, что виднеется сейчас,

Люди начнут летать!

Это не для нас знак,

Этот знак для грядущих людей!

До семи знаков из сна парня-оруженосца толковательница Бэдэф-гуащэ расшифровала как знаки из будущего мира людей.

Чаще всего бывают, интересны сны о будущем, сны предостережения, пророческие сны. Из них таких снов можно выделить: сновидения матери о зачатии и грядущем рождении ребенка; сновидения о грядущей смерти и т.п. особо стоит отметить рассказы о совершенных во сне научных открытиях и придуманных произведениях.

Синонимом лексемы пк1ыхьап1 (каб.-черк. пщ1ыхьэп1э) в адыгских языках в некоторых сочетаниях является слово чъые (каб.-черк. жей), например, чъыем ыхьын (каб.-черк. жейм ихьын) «клонить ко сну» буквально: «сном уноситься»; чъыер къек1ун=чъыер къытеон (каб.-черк. жейр къек1уэн=жейр къытеуэн) «погрузиться в сон» и т.п.

Адыг. чъыен (каб.-черк. жеин) абхазское а-цэара, абазинское чвара «спать» некотрые ученые (П.Чарая, Г.В.Рогава, А.К. Шагиров) сближают, считают, что эти слова одного порядка. Если это так, возможно предположить, что адыг. пк1ыхьап1 / пк1ыхь (каб.-черк. пщ1ыхьэп1э / пщ1ыхь) абхазское а-рхыз, абазинское пхыз «сон, сновидение» тоже имеют один источник.

Одно несомненно: сон и сновидение для всех носителей выше названных языков одинаково значимые понятия. Традиционная культура, язык и эпос у адыгов и абхазов имеют одно ядро. И все три основополагающих критерии нации — неисчерпаемый кладезь премудрости для исследователей.

Литература

1.Абазинско-русский словарь // под редакцией Тугова В.Б. — Москва, 1967. — С. 431

2.Генко А.Н. Абхазско-русский словарь. — Сухум, 1998. — С.304, 201-202.

3.Нарты. Адыгский эпос. В семи томах // составитель Гадагатль А.М. — Т. VII. — С. 93-98.

4.Рогава Г.В. К вопросу о структуре именных основ и категориях грамматических классов в адыгских (черкесских) языках. — Тбилиси, 1956. — С. 195.

5.Русско-абазинский словарь. — М., 1956.

6.Словарь кабардино-черкесского языка. — М., 1999. — С. 173, 587

7.Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков. — М., 1977. — С. 195.



Тов Н.А.скачать dle 11.3

Читайте также:

Наш коллектив
Партнеры